5 Популярных статей

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году.

Создан:

Т-14 «Армата» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — российский основной танк, и средний танк по массе.

Создан:

«Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

С-300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

МиГ-17

МиГ-17

в 1949 году На истребителе МиГ-17 впервые достигнута скорость звука

Тип:

Истребитель

Разработчик:

ОКБ 155

Производитель:

Авиазаводы № 1 (Куйбышев), № 21 (Горький), № 31 (Тбилиси), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 153 (Новосибирск), Aero Vodochody (Чехословакия), PZL (Польша), Авиазавод Шэньян (SAIC), (Китай)

Первый полёт:

14 января 1950

Начало эксплуатации:

1951 год

Статус:

Снят с вооружения

Основные эксплуатанты:

ВВС СССР, ВВС КНР, ВВС Вьетнама, ВВС Польши

Годы производства:

1951 — 1969

Единиц произведено:

7999 в СССР, 2825 по лицензии

Базовая модель:

МиГ-15

МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фрескоу — англ. Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

История создания

Успех МиГ-15 сделал неизбежным появление на свет его более совершенной модели — МиГ-17. И. В. Сталин, на предложения по новым типам самолётов, каждый раз возражал: «У нас есть хороший МиГ-15, и нет смысла на ближайшее время создавать новые истребители, лучше идти по пути модернизации МиГа…». В связи с этим, ОКБ-155 развернуло работы по оснащению МиГ-15 новым крылом с углом стреловидности 45˚ по линии ¼ хорд, ранее испытанным в аэродинамических трубах ЦАГИ и на летающих моделях. Из-за необходимости сохранить центровку самолёта, крыло получило двойную стреловидность: от бортовой нервюры до полуразмаха — 45˚, а далее — 42˚ (углы стреловидности по передней кромке соответственно равнялись 49˚ и 45˚30). Законцовки крыла выполнили скруглёнными в надежде увеличить аэродинамическое качество. На внутренней поверхности каждой консоли добавили ещё по одному аэродинамическому гребню. Относительную толщину крыла уменьшили и улучшили его сопряжение с фюзеляжем.

Для доработки был взят МиГ-15бис с двигателем ВК-1, вооружённый двумя пушками НР-23 и одной Н-37. Прототип получил фирменный шифр СИ-1, а также именовался МиГ-15бис 45˚ (или МиГ-15бис «стрела 45»). Заднюю часть фюзеляжа удлинили на 900 мм, увеличили тормозные щитки и киль, установили подфюзеляжный гребень и гидроусилитель элеронов. Горизонтальное оперение выполнили заново с углом стреловидности по передней кромке 45˚, а форму носков рулей высоты изменили на полукруглую вместо эллиптической. Внутренний объём топлива снизился до 1412 литров.

Работы на заводе № 155 по изготовлению СИ-1 продлились до июля 1949 года, ещё несколько месяцев продолжалась его доводка. Первый полёт, под управлением Ивана Тимофеевича Иващенко был совершен 1 февраля 1950 года. Полёты продолжались до 17 марта 1950 года, когда при снижении, на высоте 5000 метров, самолёт сорвался в пикирование и разбился. Лётчик погиб. На втором самолёте СИ-2 лётчик Г. А. Седов выявил причину разрушения первого СИ. Ею оказалось разрушение рулей высоты при флаттере стабилизатора.

Госиспытания были проведены на предсерийных СИ-01 и СИ-02, перестроенных в 1951 году на заводе № 21 из серийных МиГ-15бис. Несмотря на нумерацию, СИ-02 был готов раньше, 16 февраля, а СИ-01 только в мае. Самолёты были оснащены радиостанцией РСИУ-3 «Клён», ответчиками системы распознавания СРО-1 «Барий-М», а также инструментальной системой посадки ОСП-48.

В результате госиспытаний были отмечены значительные преимущества перед серийным МиГ-15бис, и приказом МАП № 851, от 1 сентября 1951 года предписывалось начать производство МиГ-17.


МиГ-17 в музее на Поклонной горе.

Для дальнейшего улучшения лётных характеристик МиГ-17, требовалось обеспечить самолёт более мощной силовой установкой. Для этого, был построен опытный самолёт с двигателем ВК-1Ф, оснащенным форсажной камерой. Передняя часть фюзеляжа была заимствована у МиГ-15бис, а заднюю изготовили заново, подогнав под форсажную камеру. Также была доработана топливная система. Крыло, шасси и некоторые другие агрегаты взяли у СИ-02. Самолёт получил бортовой номер 850 и заводской шифр СФ. 29 сентября 1951 года, лётчик-испытательА. Н. Чернобуров впервые поднял СФ в воздух. Заводские испытания продолжились до 1 ноября, а 16 февраля следующего года начались госиспытания.

Полёты на опытной машине показали, что благодаря использованию форсажного режима значительно увеличилась скороподъёмность и существенно расширились возможности вертикального манёвра в воздушном бою. Прирост скорости в горизонтальном полёте, напротив, увеличился незначительно, как впоследствии выяснилось, из-за того, что планер МиГ-17 не был приспособлен к полёту на сверхзвуке.

В итоге, несмотря на две аварии форсажной камеры, МиГ-17 с двигателем ВК-1Ф был принят на вооружение под обозначением МиГ-17Ф и уже в конце 1952 года самолёт пошёл в серийное производство.

Одновременно с работой по созданию фронтового истребителя, ОКБ-155 занялось разработкой всепогодного перехватчика на основе МиГ-15. Первый вариант оснащался РЛС «Коршун» и получил заводской шифр СП-2. Самолёт имел изменённую для установки РЛС носовую часть фюзеляжа, более мощные электрогенераторы, вместо трёх, две пушки НР-23 с боезапасом 90 снарядов на левую и 120 снарядов на правую и возможность подвески 600 литровых ПТБ.

Заводские испытания начались в мае 1951 года, а государственные прошли с 28 ноября, по 29 декабря того же года. По их итогам было признано, что перехватчик с РЛС «Коршун» не удовлетворяет требованиям ВВС.

В марте 1952 начались испытания РЛС РП-1 «Изумруд» на опытном самолёте СП-5, перестроенном из МиГ-15бис, которая была признана военными наиболее подходящей для применения на одноместных истребителях.


Польский МиГ-17 на посадке.

Перехватчик с бесфорсажным двигателем ВК-1А, тремя пушками НР-23 и РЛС «Изумруд» получил заводской шифр СП-7. В носовой части самолёта разместили две антенны локатора, одну в верхней губе воздухозаборника, а вторую под обтекателем в его центре. По сравнению с серийными МиГ-17 взлётная масса перехватчика возросла на 225 кг. Постройка СП-7 завершилась в середине июля 1952, а первый полёт состоялся 8 августа. Из за установки радиолокатора лётные данные самолёта и обзор из кабины незначительно ухудшились, но по итогам госиспытаний был сделан вывод, что характеристики СП-7 приемлемы для его принятия на вооружение. Вскоре он получил обозначение МиГ-17П.

В январе 1954 года, на госиспытания был передан аналогичный перехватчик с двигателем ВК-1Ф, получивший обозначение СП-7Ф. Максимальная скорость и скороподъёмность увеличились по сравнению с МиГ-17П, однако в связи с возросшей на 250 кг массой снизились крейсерская скорость и дальность полёта. Испытания закончились в апреле 1954 с положительной оценкой, и под обозначением МиГ-17ПФ перехватчик пошёл в серию. На нём разместили систему предупреждения об облучении «Сирена-2», запас топлива во внутренних баках снизился на 27 литров. Вооружение различалось в зависимости от серии самолёта, это были либо одна Н-37Ди две НР-23, либо две или три НР-23.

18 июля приказом МАП был утверждён план работ, в соответствии с которым филиалу ОКБ-155 при заводе № 21 поручалось переоборудовать три МиГ-17 в вариант ракетного перехватчика СП-6 с РЛС «Изумруд». К концу лета было создано пять СП-6, три на заводе № 21 и два на опытном заводе № 155. На перехватчиках оставили одну пушку НР-23 по правому борту (в будущем от пушечного вооружения на МиГ-17ПФУ и вовсе откажутся) и оснастили четырьмя пусковыми пилонами для ракет системы К-5. Однако разработка УР затянулась, её испытания завершились лишь в 1955 году, после чего система ракетного вооружения получила обозначение С-1-У, РЛС РП-1У «Изумруд», а ракеты РС-1У (реактивный снаряд первого типа, управляемый).

Затягивание сроков создания системы вооружения, естественно, привели к значительной отсрочке окончания испытаний СП-6. Когда их, наконец, удалось завершить, самолёт был рекомендован к принятию на вооружение. С 1956 года на заводе № 21 начали оборудовать уже выпущенные МиГ-17ПФ системой С-1-У. Новый перехватчик получил обозначение МиГ-17ПФУ.


МиГ-17ПФ: Перехватчики МиГ-17 заметно отличались от своих предшественников наплывом в верхней губе воздухоприёмника, где располагалась одна из антенн РЛС «Изумруд»

Самолёт СР-2, построенный на основе планера МиГ-17, был предназначен для оценки фронтового разведчика с новым двигателем ВК-5Ф. Кроме двигателя, самолёт отличали пушечный лафет новой конструкции, аэрофотоаппарат и звукозаписывающий прибор МАГ-9. Двигатель ВК-5Ф развивал тягу 3000 кгс без форсажа и 3850 кгс на форсаже. Вооружение состояло из двух пушек НР-23 с боезапасом по 100 снарядов на каждую.

Самолёт был построен в мае 1952 года и выполнил первый полёт в июне 1952 года. Заводские испытания проходили полтора года, с июня 1952 года до января 1954 года. После них в июле 1954 года начались госиспытания, которые закончились 10 августа 1954 года. Принятие на вооружение фоторазведчика с двигателем ВК-5Ф посчитали нецелесообразным ввиду того, что, несмотря на возросшую тягу, лётно-технические характеристики практически не улучшились. Однако было рекомендовано принятие на вооружение фронтового фоторазведчика с аналогичным фотооборудованием и двигателем ВК-1Ф. Подобный самолёт получил обозначение СР-2с, прошёл испытания и был запущен в мелкосерийное производство под обозначением МиГ-17Р.

Прототипы и опытные самолёты

  • МиГ-15бис 45˚ (СИ-1, СИ-2): МиГ-15бис оборудованный новым крылом, прототип МиГ-17.
  • СИ-01: Предсерийный самолёт, с триммером руля направления и возможностью подвески двух ПТБ емкостью по 400 литров каждый.
  • СИ-02: Предсерийный самолёт.
  • СИ-05: Опытный с прицелом АСП-5Н и НАР ТРС-190, С-21.
  • СИ-07: Опытный, для испытаний НАР.
  • СИ-10: Опытный с новым крылом (с предкрылками и интерцепторами) без излома на передней кромке и аэродинамических гребней, и управляемым цельноповоротным стабилизатором.
  • СИ-16: Опытный с двумя восьмизарядными блоками ОРО-57 под НАР АРС-57 и прицелом АП-57.
  • СИ-19: Опытный с НАР ТРС-190.
  • СИ-21: Опытный с НАР АРС-212.
  • СИ-21М: Опытный с пусковыми устройствами АПУ-5 под АРС-212М.
  • СИ-91: Опытный, для испытаний НАР.
  • СФ: Прототип МиГ-17Ф.
  • СФ-2: Опытный с двумя пушками НР-30.
  • СП-2: Опытный с РЛС «Коршун».
  • МиГ-15НБУ: Опытный с необратимым бустером, перестроен из СП-2.
  • СП-5: Опытный с РЛС СП-1 «Изумруд».
  • СП-6: Прототип МиГ-17ПФУ.
  • СП-7: Прототип МиГ-17П.
  • СП-7Ф: Прототип МиГ-17ПФ.
  • СП-8: Опытный с РЛС РП-5 «Изумруд»
  • СП-9: Опытный с с 4 встроенными автоматическими орудиями «Вихрь» для стрельбы НАР АРС-57 (вместо пушек) и 2 блоками АРС-70.
  • СП-10: Опытный, для испытаний двухствольных скорострельных орудий.
  • СП-11: Опытный с РЛС «Встреча-1» сопряженной с радиодальнометром «Град» и оптическим прицелом АСП-4НМ, а также инфракрасным прицелом СИВ-52.
  • СП-16: Два опытных с РЛС ШМ-60.
  • СР-2: Опытный фронтовой фоторазведчик с двигателем ВК-5Ф.
  • СР-2с: Прототип МиГ-17Р.
  • СГ-5: Опытный с оптическим прицелом АСП-4Н «Снег» и радиодальномером СРД-3 «Град».
  • СН: Опытный с подвижной пушечной установкой СВ-25-МиГ-17 (три 23-мм АМ-23).
  • СМ-1 (И-340): Опытный с 2 двигателями АМ-5 (позже АМ-5А).
  • ЛЛ-МиГ-17: Опытный для исследования эффективности струйных элеронов.
  • СДК-5: Самолёт-дублер «Кометы», для отработки крылатой ракеты КС-1 Комета.
  • СДК-7: Самолёт-дублер «Кометы», для отработки крылатой ракеты КС-1 Комета.

Модификации

Ниже приведены модификации МиГ-17, строившиеся серийно. Существовало большое количество опытных вариантов, использовавшихся для испытания нового авиационного оборудования и вооружения.

  • МиГ-17: Первый серийный вариант.
  • МиГ-17А: С усовершенствованым двигателем ВК-1А.
  • МиГ-17Ф: С форсажным двигателем ВК-1Ф.
  • МиГ-17П: С РЛС РП-1 «Изумруд»
  • МиГ-17ПФ: МиГ-17П с форсажным двигателем ВК-1Ф, с декабря 1955 на МиГ-17ПФ устанавливалась улучшенная РЛС РП-5 «Изумруд».
  • МиГ-17ПФГ: Небольшое число МиГ-17ПФ, оснащенных системой наведения «Горизонт-1».
  • МиГ-17ПФУ: МиГ-17П и МиГ-17ПФ, оснащенные РЛС РП-1У «Изумруд» и вооружённые четырьмя управляемыми ракетами РС-1УС (К-5).
  • МиГ-17Р: Разведывательный самолёт с фотоаппаратом АФА-БА-40Р, выпущен малой серией.
  • МиГ-17АС: Истребитель-бомбардировщик оборудованный для пуска различных неуправляемых ракет. В конце 50-х большое количество МиГ-17, оснащенных пусковыми установками НАР, было передано в только что сформированные истребительно-бомбардировочные полки.

Экспорт

МиГ-17 были одними из наиболее распространённых истребителей в мире. В разное время они состояли на вооружении следующих стран:

  • Флаг Албании Албания — 12 F-5 c 1962 года, в семидестых Албанские ВВС получили ещё 8 FT-5.
  • Флаг Алжира Алжир — С 1964 года на вооружение ВВС Алжира поступило 30 МиГ-17, а с 1966 ещё 60 МиГ-17Ф.
  • Флаг Анголы Ангола — в 1975 ВВС Анголы получили 8 подержанных кубинских МиГ-17. Затем, в течение этого же года, Ангола получила ещё 9 кубинских и до 15 советских МиГ-17Ф.
  • Фаг Афганистана Афганистан — На вооружение ВВС Афганистана, начиная с 1956 года, поступило более ста МиГ-17 и МиГ-17Ф. В 1978 году, в истребительных полках ВВС Афганистана числилось 86 таких самолётов.
  • Флаг Бангладеша Бангладеш — В 1979 приобретено небольшое количество FT-5 китайского производства.
  • Флаг Болгарии Болгария — В 1955-56 годах ВВС Болгарии получили 12 МиГ-17, 60 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ. Кроме того, в последующие годы истребительный парк был пополнен самолётами Lim-5 польского производства. В 1963 было получено 10 самолётов разведчиков МиГ-17Р.
  • Флаг Буркина-Фасо Буркина-Фасо — Один МиГ-17Ф, был приобретен из числа списываемых с вооружения в одной из стран восточной европы в 1984 году.
  • Флаг Венгрии Венгрия — С 1956 года ВВС Венгрии получили 100 МиГ-17Ф и 30 МиГ-17ПФ, простоявших на вооружении до середины 80-х годов.
  • Флаг Вьетнама Вьетнам — Во время Вьетнамской войны военно-воздушным силам Вьетнама было передано большое количество МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ, F-5 и FT-5.
  • Флаг ГДР ГДР — 16 МиГ-17Ф с 1957 года.
  • Флаг Египета Египет — На вооружении ВВС Египта с марта 1957 года поступило большое количество МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ.
  • Флаг Гвинеи Гвинея — В 1959 году ВВС Гвинеи получили 10 МиГ-17Ф. На вооружении находились вероятно до 1986 года.
  • Флаг Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — В конце 80-х ВВС Гвинеи-Бисау получили подержанные истребители. Пять советских МиГ-17Ф и три польских Lim-5 оборудованных для применения неуправляемых ракет MARS.
  • Флаг Индонезии Индонезия — В конце 50-х ВВС Индонезии приобрели 30 МиГ-17Ф и более сорока Lim-5 и Lim-5P польского производства.
  • Флаг Ирака Ирак — В 1958 на вооружение начали поступать МиГ-17Ф.
  • Флаг Камбоджи Камбоджа — В 1964-65 годах ВВС Камбоджи получили 12 МиГ-17Ф и 6 F-4 китайского производства. 21 января 1971, во время атаки северовьетнамского спецназа на авиабазу Почетонг, большая часть МиГов была уничтожена или повреждена, в связи с чем самолёты были сняты с вооружения.
  • Флаг КНР КНР — На вооружении ВВС Китая стояли J-4 (приобретенные у СССР, экспортное обозначение F-4), J-5 (построеные по лицензии МиГ-17Ф, экспортное обозначение F-5), J-5A (нелицензионная копия МиГ-17ПФ, экспортное обозначение F-5A) и самостоятельно разработанный УТС JJ-5 (экспортное обозначение FT-5).
  • Флаг КНДР КНДР — В конце 50-х ВВС Северной Кореи получили большое количество МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ от СССР, а также F-5 и FT-5 от КНР.
  • Флаг Республики Конго Республика Конго — Примерно два десятка кубинских МиГ-17 в 80-х годах.
  • Флаг Кубы Куба — 100 МиГ-17 и МиГ-17Ф. Многие доработаны до модификации МиГ-17АС.
  • Флаг Ливии Ливия — МиГ-17Ф
  • Флаг Мадагаскара Мадагаскар — В 1978 ВВС Мададагаскара получили четыре подержанных северокорейских МиГ-17Ф, вместе с МиГ-21 они поступили на вооружение единственной в ВВС Мадагаскара (Armée de l Air Malgache) истребительной эскадрильи (Escadrille de Chasse). К 2005 году два из них (бортовые номера 113 и 242) всё ещё находились в пригодном для полётов состоянии.
  • Флаг Мали Мали — В 60-х годах ВВС Мали получили пять польских Lim-5.Самолёты поступили на вооружение единственной истребительной эскадрильи, которая базировалась в Бамако. первоначально, пока малийцы осваивали новую технику, на них летали советские пилоты и обслуживали советские техники.
  • Флаг Монголии Монголия — Не менее 12 МиГ-17Ф, с 1969 года.
  • Флаг Марокко Марокко — 10 февраля 1961 года на борту транспорта «Караганда» в эту страну были переброшены 12 подержанных советских МиГ-17АС, но после разрыва отношений между Марокко и СССР, самолёты были поставлены на прикол и разрезаны на металл, кроме одного, приобретенного американским генерал-майором Блиссом, для музея авиации в Сиэтле. В 1983 году, он был перевезён транспортным самолётом C-130 в США, где находится и поныне.
  • Флаг Мозамбик Мозамбик — В 1980 ВВС Мозамбика получили 10 подержанных советских МиГ-17Ф, а в следующем году ещё 12 восточногерманских Lim-5.
  • Флаг Нигерии Нигерия — Начиная с 1967 ВВС Нигерии получили 28 подержаных МиГ-17Ф и Lim-5 из СССР, Польши и Египта.
  • Флаг Пакистан Пакистан — С 1970 года на вооружении ВВС Пакистана F-5 и FT-5 китайского производства.
  • Флаг Польши Польша — Польские ВВС, начиная с 1955 года получили 80 МиГ-17Ф, 12 МиГ-17ПФ, а также большое количество этих истребителей произведённых WSK-Mielec по советской лицензии.
  • Флаг Румынии Румыния — 48 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ.
  • Флаг Сомали Сомали — 54 МиГ-17 и МиГ-17Ф в 1967.
  • Флаг Сомалиленд Сомалиленд
  • Флаг Сирии Сирия — Начиная с января 1957 было поставлено не менее 120 МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, последние из которых были сняты с вооружения в начале 90-х годов.12 августа 1968 года два сирийских МиГ-17 приземлились по ошибке в Израиле . Оба летчика были возвращены в Сирию через 2 года при обмене военнопленными. Оба самолёта были посланы в США, один возвращён и находится в музее ВВС в Хацерим.
  • Флаг Судана Судан — 16 F-5 и FT-5 в 1969 году, некоторые из них до сих пор стоят на вооружении ВВС Судана.
  • Флаг Танзания Танзания — 12 F-5 в 1973 году.
  • Флаг Уганды Уганда — Начиная с 1966 Угандийским ВВС было поставлено в общей сложности 24 подержаных МиГ-17Ф из СССР (7), Восточной Германии (5) и Чехословакии (12).
  • Флаг Северного ЙеменаСеверный Йемен — В 60-х ВВС Северного Йемена получили не менее 20 МиГ-17Ф.
  • Южный Йемен — В 60-х ВВС Южного Йемена получили не менее 40 МиГ-17Ф.
  • Флаг Чехословакии Чехословакия — ВВС Чехословакии получили первые МиГ-17Ф в 1955 году. В дальнейшем, было развернуто лицензионное строительство МиГ-17ПФ под обозначением S-104.
  • Флаг Шри-Ланка Шри-Ланка — 5 МиГ-17Ф приобретено в 1971 году и два FT-5 в 1991, один из которых разбился в июле 2000 года.
  • Флаг Эфиопии Эфиопия — ВВС Эфиопии получили из СССР в июле 1978 года 40 МиГ-17Ф.

Лицензионное производство

Лицензии на производство МиГ-17 были переданы Китаю, Польше и Чехословакии.

Китай

Первым пятилетним планом, принятым в декабре 1951 года компартией Китая, предусматривалось развёртывание серийного производства реактивных истребителей. Ввиду того, что на этот момент авиапромышленности у КНР не имелось, Китай обратился за помощью к «Старшему брату». В мае 1953 года Китай и СССР подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Под руководством советских специалистов авиаремонтный завод в Шэньяне был расширен и модернизирован. Там же был построен завод по производству авиадвигателей. Изначально на Шэньянском заводе планировалось строить истребители МиГ-15бис, но в 1954 эти планы были пересмотрены в пользу МиГ-17Ф. В 1955—1956 годах состоялась передача лицензии КНР на их производство. Кроме передачи технической документации, проводилась большая работа по обучению китайских специалистов, приезжавших на завод № 126. Также из СССР поступило два облетанных МиГ-17Ф, пятнадцать сборочных комплектов и заготовки для постройки ещё десяти истребителей.

В итоге, на заводе Шэньян, было развернуто производство МиГ-17Ф, под местным обозначением J-5 (экспортное F-5) с двигателем WP-5 являвшимся копией советского двигателя ВК-1. Вооружение составляли одна 37-мм пушка Type 37-1 c 40 патронами и две 23-мм пушки Type 23-1 c 80 патронами на пушку. 19 июля 1956 года J-5 совершил свой первый полёт. Вскоре развернулось серийное производство, продлившееся до 1959 года, после чего производство было переключено на J-6. Всего было построено 767 истребителей, из них 17 в 1956 году, 142 в 1957 году, 429 в 1958 году и 179 в 1959 году. Конструкция J-5, за исключением мелких деталей, не отличалась от конструкции МиГ-17Ф. Состав БРЭО, так же отличался минимально, отсутствовал только радиодальномер СРД-1М «Радаль-М». Ранее поставленные в Китай истребители МиГ-17, получили обозначение J-4, при реэкспорте их обозначали F-4.

В 1961 году началась разработка всепогодного варианта J-5A, который по сути дела был копией МиГ-17ПФ. Культурная революция в Китае задержала разработку нового истребителя, первый полёт которого состоялся только в ноябре 1964 года. Производство J-5A продлилось до 1969 года. Его экспортный вариант получил обозначение F-5A.

В 1965 году завод в Чэнду занялся разработкой учебно-тренировочного самолёта на базе J-5. Самолёт имел компоновочную схему аналогичную МиГ-15УТИ и оснащался двигателем WP-5D (лицензионная копия ВК-1А). Вооружение было сокращено до одной пушки Type 23-1. Первый полет опытного JJ-5 состоялся 8 мая 1966 года. После завершения испытаний на заводе в Чэнду началось серийное производство, продолжавшееся до конца 1986 года, всего был построен 1061 экземпляр самолёта, часть которых была поставлена на экспорт под обозначением FT-5.

Польша


Lim-5, лицензионная копия МиГ-17Ф

В Польше, на заводе WSK-Мелец производились следующие самолёты на базе МиГ-17:

  • Lim-5: Лицензионная копия МиГ-17Ф.
  • Lim-5M: Истребитель-бомбардировщик на базе МиГ-17Ф, отличался держателями для двух 250-кг бомб или блоков НАР MARS-1, на восемь ракет С-4 каждый.
  • Lim-5P: Лицензионная копия МиГ-17ПФ.
  • Lim-5MR: Фоторазведчик с камерой АФА-39.
  • Lim-6: Усовершенствованный истребитель-бомбардировщик Lim-5M.
  • Lim-6bis: Усовершенствованный истребитель-бомбардировщик с блоками НАР MARS-2 и улучшенным БРЭО. Часть Lim-5M и Lim-6 были модернизированы до стандарта Lim-6bis.
  • Lim-6R: Lim-6bis доработаные в фоторазведчики.
  • Lim-6M: Lim-5P переделанные в истребители-бомбардировщики. С самолётов снималась РЛС РП-5, а под крыльями устанавливались пилоны для подвески бомб и НАР.

Чехословакия

Под обозначением S-104, МиГ-17ПФ строился фирмой Aero Vodochody в Чехословакии, начиная с 1955 года. Всего было построено 457 истребителей.

Боевое применение


Египетский МиГ-17

Истребитель МиГ-17 состоял на вооружении более чем сорока государств, причем в большинстве этих стран МиГу довелось участвовать в боевых действиях.

В ПВО, ВВС и ВМС СССР

Советские МиГ-17 привлекались для борьбы с нарушителями воздушной границы СССР. Так, например, советские пилоты боролись с автоматическими дрейфующими аэростатами и другими ЛА.

29 июля 1953 года советскими МиГ-17 был сбит американский самолёт-разведчик RB-50. Пара истребителей (пилоты — капитан Рыбаков, лейтенант Яблонский) поднялась с аэродрома Николаевка и перехватила нарушителя. В результате оборонительного огня RB-50 один из истребителей получил повреждения, после чего нарушитель был сбит. Из 17 человек, находившихся на борту, выжил только один.

Летом 1953 года специально откомандированное звено капитана Ждановича из 3-го ГИАП начало охоту на B-26, регулярно нарушавшего воздушное пространство Болгарии. В итоге, в августе, сам капитан, выполняя патрулирование воздушной границы перехватил нарушителя и сбил его.

21 января 1956 года советский МиГ-17 сбил венгерский МиГ-15бис, пилот погиб

27 июня 1958 года пара советских МиГ-17 сбила американский самолёт C-118.

2 сентября 1958 года 4 советских МиГ-17 сбили C-130 ВВС США, весь экипаж, 17 человек, погиб.

Летом 1963 года советским МиГ-17 (пилот — капитан Степанов) был сбит иранский самолёт Air Commander 560, вторгшийся в воздушное пространство СССР. При этом погибли офицер разведки Ирана и полковник американской армии.

Через год история повторилась, но в этот раз звену капитана Печенкина удалось посадить самолёт-нарушитель (опять Air Commander 560) на запасной аэродром в районе города Мары.

14 декабря 1965 года советский МиГ-17Ф сбил американский разведчик RB-57F.

28 июня 1967 года советский МиГ-17 сбил иранский самолёт L-20.

21 сентября 1970 года советский МиГ-17Ф сбил американский самолёт U-8 Semintole.

В СССР МиГ-17 и его модификации были сняты с вооружения в 70-х годах.

Китай

Истребители МиГ-17 и J-5 состояли на вооружении авиационных полков ВВС и ВМС НОАК и не раз принимали участие в боях.

Ночью 23 июня 1956 года операторы наземных РЛС обнаружили неизвестный самолет и вскоре навели на него истребитель J-5, пилотируемый Героем КНР Лу Минем. Противник, которым оказался тайваньский В-17, очень быстро был уничтожен.

22 августа 1956 года китайский МиГ-17 сбил недалеко от Шанхая американский самолёт P4M Mercator, 16 членов экипажа погибли.

1 октября 1956 года произошёл воздушный бой между китайскими МиГ-17 и тайваньскими истребителями F-84 «Тандерджет», в результате которого один «Тандерджет» был сбит и ещё один повреждён.

10 ноября 1956 года китайский МиГ-17, пилотируемый Шанг Зи, сбил тайваньский транспортный самолёт C-46.

Согласно китайским источникам, в 1958 году во время второго кризиса Тайваньского пролива истребители J-5 сбили два F-84G, шесть F-86 и один RB-57D ВВС Тайваня. В свою очередь, тайваньская сторона заявила о том, что в воздушных боях было сбито не менее 25 МиГ-17, из них 4 — ракетами AIM-9B.

29 мая 1959 китайский МиГ-17Ф, пилотируемый Янг Же-Ленем, сбил тайваньский тяжёлый бомбардировщик B-17. 7 октября 1959 тот же китайский пилот сбил тайваньский разведчик RB-57D.

16 июня 1959 пара китайских МиГ-17 атаковала американский P4M Mercator. Самолёт был тяжело повреждён, ранения получил бортовой стрелок.

5 июля 1959 года произошёл воздушный бой между китайскими J-5 и тайваньскими F-86, в результате которого два J-5 было сбито.

16 февраля 1960 года тайваньские F-86 сбили ещё один китайский J-5.

2 августа 1961 года китайский МиГ-17Ф атаковал тайваньский разведчик RF-101. Самолёт был повреждён и позднее добит китайской зенитной артиллерией.

20 июня 1963 года китайский МиГ-17Ф сбил тайваньский самолёт P2V-7.

9 апреля 1965 через некоторое время после начала войны во Вьетнаме, американский истребитель «Фантом» сбил китайский J-5.

9 января 1966 года пара китайских J-5 сбила тайваньский самолёт HU-16A

14 февраля 1968 года пара китайских J-5 сбили американский штурмовик A-1 Skyraider.

Также в период 1964-1970 годы китайские истребители сбили большое количество американских БПЛА AQM-34 «Файрби»; возможно, некоторые из них были сбиты китайскими МиГ-17 и J-5.

Вьетнам


Северовьетнамский МиГ-17 в воздушном бою с американскими F-105

Вначале (с августа 1964г.) Вьетнаму поставлялись МиГ-17Ф китайского (J-5), а затем и советского производства. МиГ-17Ф был первым реактивным истребителем вьетнамских ВВС. Основная задача, поставленная перед вьетнамскими истребителями МиГ-17Ф, заключалась в том, чтобы не допустить американские ударные самолеты к охраняемым объектам. Выработанная тактика применения истребителей предусматривала вовлечение ударных самолетов в воздушный бой с тем, чтобы заставить их сбросить бомбовую нагрузку до выхода к цели. Обнаружение самолетов МиГ-17 представляло трудность из-за их малых размеров и способности эксплуатироваться с малоподготовленных аэродромов. Обычно МиГ-17 патрулировали на малой высоте вдоль известных маршрутов подхода и ухода американской ударной авиации и при обнаружении противника набирали на форсаже высоту для перехвата воздушного противника. Многие американские летчики утверждают, что истребителей МиГ-17Ф с пушечным вооружением они опасались в значительно большей степени, чем самолетов МиГ-21ПФМ с ракетным вооружением. В свою очередь многие северовьетнамские летчики, высоко оценивая маневренность, простоту конструкции и эффективность пушечного вооружения самолета МиГ-17, отдавали ему предпочтение в сравнении с истребителями следующего поколения МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ.


Один из этих «Скайрейдеров»(слева) был сбит северовьетнамским МиГ-17 19 апреля 1967 года

Начало поединкам истребителей МиГ-17 с американскими самолетами положил бой, состоявшийся в небе Вьетнама 2 апреля 1965 года Тогда произошла встреча в воздухе МиГ-17 с F-4. Но первую победу самолеты МиГ-17 одержали 4 апреля 1965 года. В этот день четыре МиГ-17Ф в небе над Тханьхоа перехватили восемь ударных самолетов F-105 американских ВВС и, открыв пушечный огонь, сбили два из них. 4 апреля с тех пор отмечается во Вьетнаме как День авиации. Первый самолет американских ВМС (А-4 «Скайхок») был сбит МиГом-17 3 мая 1965 года — это был первый случай сбития вьетнамским самолетом американского палубного самолета (по другим данным, в тот день у американской авиации не было потерь). Первый МиГ-17Ф был потерян в воздушном бою 17 июня 1965 года. В этот день два американских самолета F-4B, взлетевшие с авианосца «Мидуэй», встретили в воздухе к югу от Ханоя четыре истребителя МиГ-17Ф и сбили два из них.

Предпринимались попытки использования самолетов МиГ-17 и для выполнения ударных задач. 19 апреля 1972 года два самолета МиГ-17, взлетевшие с секретного аэродрома недалеко от Донгхоя, предприняли внезапную атаку двух американских эсминцев, обстреливавших вьетнамские береговые артиллерийские позиции. Это была первая воздушная атака, которой подверглись корабли американского седьмого флота со времен второй мировой войны. Один из эсминцев был поврежден попавшей в него бомбой, но и один из самолетов был сбит зенитной ракетой, выпущенной со второго эсминца.


Этот северовьетнамский МиГ-17 участвовал в налёте на американские эсминцы

По советским данным, в период до 1970 года в Юго-Восточной Азии соотношение потерь в воздушных боях с американскими самолетами составило 2,3:1 в пользу МиГ-17 при потере 59 МиГ-17. В 1972 году, когда после некоторого перерыва возобновились активные военные действия, Вьетнам потерял 35 боевых самолетов, не считая МиГ-21, но с учетом МиГ-17. По западным же данным, летчики только американских ВВС (без учета палубной авиации ВМС) лишь в период с 10 июля 1965 года по 14 февраля 1968 года сбили 61 МиГ-17, а за все время войны во Вьетнаме было сбито 92 МиГ-17 при потере 20 американских самолетов в боях с МиГ-17, т.е. соотношение потерь в воздушных боях 4,6:1 в пользу американцев.

Арабо-израильский конфликт

Арабские МиГ-17 широко применялись в ряде военных конфликтов, первым из которых стали боевые действия в Египте осенью 1956 года. Воздушными противниками МиГ-17Ф в этой войне стали французские истребители «Дассо Мистэр IV» и «Ураган». ВВС Египта располагали всего 12 самолетами МиГ-17Ф, которые в результате сыграли в этой войне значительно меньшую роль по сравнению с намного большим по численности парком истребителей МиГ-15бис. По египетским данным, в воздушном бою над аэродромом Кабрит тремя самолетами МиГ-17Ф было сбито три истребителя «Мистэр IV», причем египетские самолеты потерь не понесли. Израиль не подтверждает эти данные, указывая в свою очередь, что в число общих потерь египетских ВВС за все время боевых действий входит один МиГ-17Ф, сбитый в воздушном бою. 3 ноября, МиГ-17, пилотируемый советским лётчиком сбил британский истребитель Wyvern, который атаковал египетский мост. После войны также произошёл ряд воздушных боёв. Израильские «Мистэры» в период 1958-1965 годы сумели сбить три египетских МиГ-17. Египетские пилоты уничтожили два «Мистэра» и подбили один «Мираж III».

МиГ-17 использовались в арабо-израильских войнах 1967 года и 1973 года. Однако уже ко времени шестидневной войны на вооружение ВВС Египта и Сирии поступили реактивные истребители третьего поколения: сверхзвуковые МиГ-21Ф, которые наряду с МиГ-19 и применялись наиболее широко против израильских истребителей французского производства в неудавшейся попытке арабских стран завоевать господство в воздухе. В связи с этим ряд самолетов МиГ-17Ф египетских ВВС было решено перенацелить на выполнение штурмовых операций. Для этого они были модифицированы с установкой вооружения из НАР на дополнительных внешних подкрыльевых пилонах и бомб под фюзеляжем. На каждом подкрыльевом узле на рельсовых направляющих устанавливалось по четыре НАРа «Сакр» калибром 76 мм. Модификация самолетов была выполнена в Египте, НАРы строились там же. Ирак также применял свои МиГ-17 в ходе войны Судного дня. 18 октября 1973 года иракский пилот в воздушном бою сбил израильский истребитель «Фантом».

КНДР

28 апреля 1965 года МиГ-17 ВВС КНДР сбил американский разведчик RB-47. В тот же день один МиГ-17 был сбит бортовым стрелком RB-47.

15 апреля 1969 года корейский МиГ-17Ф сбил американский самолёт EC-121, 31 член экапажа погиб.

Другие страны

В 1956 году МиГ-17 ВВС Болгарии сбили несколько автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой.

По заявлениям Нигерии, её истребитель МиГ-17 в 1967 году сбил самолёт DC-3 самопровозглашенной республики Биафра.

5 июня 1969 года южно-африканский наёмник на МиГ-17 ВВС Нигерии сбил самолёт DC-7, принадлежащий гуманитарной организации «Красный Крест».

3 августа 1977 года сомалийский МиГ-17 был сбит эфиопским истребителем F-5A.

В 1979 году МиГ-17 ВВС Гвинеи-Бисау сбил южно-африканский «Команч».

Тактико-технические характеристики


Схема МиГ-17

Приведены данные модификации МиГ-17(А).

Источник данных: Gordon, 2002, pp. 110, 16.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 11,09 м
  • Размах крыла: 9,628 м
  • Высота: 3,8 м
  • Площадь крыла: 22,6 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 49°
  • Коэффициент удлинения крыла: 4,08
  • Коэффициент сужения крыла: 1,23
  • Профиль крыла: ЦАГИ С-12А у корня крыла, ЦАГИ СР-11 — законцовки
  • Средняя аэродинамическая хорда: 2,19 м
  • База шасси: 3,368 м
  • Колея шасси: 3,849 м
  • Масса пустого: 3798 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5340 кг
  • Максимальная взлётная масса: 6072 кг
  • Объём топливных баков: 1435 л (+ 800 л в ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1А
  • Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0144

Лётные характеристики


Вооружение истребителя МиГ-17

  • Максимально допустимая скорость: 1200 км/ч (1,15М)
  • Максимальная скорость: 1070 км/ч на 5000 м
  • Посадочная скорость: 170—190 км/ч
  • Практическая дальность:
    • на высоте 5000 м: 700 км / 1010 км с ПТБ
    • на высоте 10000 м: 1165 км / 1735 км с ПТБ
  • Продолжительность полёта на 12000 м: 1 ч 52 мин / 2 ч 55 мин с ПТБ
  • Практический потолок: 14 700 м
  • Скороподъёмность: 30,5 м/с на 5000 м
  • Время набора высоты:
    • 5000 м за 3,0 мин
    • 10000 м за 6,7 мин
    • 15000 м за 14,3 мин
  • Нагрузка на крыло: 236,3 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,51
  • Длина разбега: 550 м
  • Длина пробега: 520-850 м
  • Аэродинамическое качество: 13,6
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:
    • 1 × 37 мм пушка Н-37Д с 40 патр.
    • 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
  • Точки подвески: 2-4
  • Управляемые ракеты: до 4 × РС-1У у МиГ-17ПФУ
  • Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг или 250 кг

Сохранившиеся экземпляры

  • Самолёт-памятник в Ростове-на-Дону, Ростовская область, Россия. Установлена модификация МиГ-17ПФ. Памятник посвящён лётчикам в честь Победы в Великой Отечественной Войне.
  • Самолёт-памятник в Новоазовске, Донецкая область, Украина.
  • Самолёт-памятник г. Сарны, Украина.
  • Самолёт-памятник г. Ковылкино, Россия
  • Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» в Оренбурге.
  • Мемориал в Минске в честь лётчиков, погибших при освобождении Белоруссии. Расположен возле гимназии № 30 (бывш. СШ № 65) имени Героя Советского Союза Б. С. Окрестина. Предположительно, на постаменте установлен МиГ-17Ш.
  • Памятник лётчикам в Брянске
  • Самолёт-памятник МиГ-17Ф в деревне Истомино, Балахнинский район, Нижегородская область.
  • Самолёт-памятник МиГ-17 на городском кладбище г. Сердобска.
  • Самолёт-памятник МиГ-17 в Бердянске, Украина. Установлен в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной Войне.
Просмотров: 1 823
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

МиГ-1 (И-200, X, изд. 61) — советский скоростной истребитель. Работа по эскизному проектированию самолета И-200 началась 25 ноября 1939 г. в КБ Поликарпова.

Создан:

БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки состава.

Создан:

Ми-1 (Hare по классификации НАТО) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт.

Создан:

Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя Як-1М. Он представлял дальнейшее развитие самолета Як-1.

Создан:

ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — оф. название серийных советских тяжёлых танков.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

6 ПОСЛЕДНИХ СТАТЕЙ

Комментарии

Статей

110

Комментариев

7

Зарегестрировалось

1
Оглавление