Су-24 |
|
![]() |
|
Тип: |
Фронтовой бомбардировщик |
Разработчик: |
ОКБ Сухого |
Производитель: |
НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск) |
Главный конструктор: |
Е. С. Фельснер |
Первый полёт: |
17 января 1970 года (Т6-2И) |
Начало эксплуатации: |
4 февраля 1975 года |
Статус: |
Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: |
![]() ВВС России ВВС Украины |
Годы производства: |
1971-1993 |
Единиц произведено: |
~1400 |
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фенсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Первый полёт совершил 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 36° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 17 100 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.
Модификации
- Су-24М, установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», первый полёт в 1976 г.Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием препятствий на высоте от 50м
- Су-24МП, первый полёт в декабре 1979 (постановщик помех). Выпущено 10 самолетов.
- Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980 (самолёт-разведчик). Выпущено 130 самолетов.
- Су-24МК, первый полёт в 1987 г., экспортный Су-24М.
- Су-24М2, первый полёт в 2001 г. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30–50 м (кратковременно — 10–30 м).
Операторы
Россия 335 Су-24М,30 Су-24М2, 100 Су-24МР на 2010 год
Украина 36 Су-24М в войсках (всего около 80), 23 Су-24МР на 2010 год
Алжир 38 на 2010 год
Белоруссия 35 на 2010 год
Узбекистан 34 на 2010 год
Иран 30 на 2010 год
Сирия 20 на 2010 год
Ангола 12 на 2010 год
Казахстан 12 на 2010 год
Азербайджан 5 на 2010 год
Зимой 1992 года, почти сразу после распада СССР, 6 самолетов, взлетев с авиабазы в Украине, перелетели в Россию вместе со знаменем части, однако летчиков за такой поступок не удосужились наградить.
Боевое применение
В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).
Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.
Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа
Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.
Аварии и катастрофы
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М.
В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.
23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Лётчики успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии.
19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться.
В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было. Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление.
17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить плановый полет. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолете не было боекомплекта. Следствие по этому делу было закончено в конце 2010 года, судебные слушания дела об аварии были запланированы на 18 января.
20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:
Источник данных: POLYGON «Су-24»
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 24,594 м (с ПВД)
- Размах крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 17,638 м
- при угле стреловидности ?=69°: 10,366 м
- Высота: 6,193 м
- Площадь крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 55,16 м?
- при угле стреловидности ?=69°: 51 м?
- Коэффициент удлинения крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 5,64
- при угле стреловидности ?=69°: 2,107
- Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 36°/ 45°/ 69°
- Поперечное V крыла: ?4,5°
- База шасси: 8,51 м
- Колея шасси: 3,31 м
- Масса пустого: 22 300 кг
- Масса снаряжённого: 23 700 кг
- Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
- Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
- Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
- Объём топливных баков: 11 860 л
- Силовая установка: 2 ? ТРДДФ АЛ-21Ф-З
- Бесфорсажная тяга: 2 ? 7800 кгс (76,5 кН)
- Форсажная тяга: 2 ? 11 200 кгс (110 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на большой высоте: 1700 км/ч (1,6М)
- на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
- Скорость отрыва: 300—310 км/ч
- Посадочная скорость: 280—290 км/ч
- Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 11 000 м
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м? (при норм. взлётной массе при ?=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
- Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
- Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Точки подвески: 8
- Боевая нагрузка: 8000 кг (максимальная)
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 ? Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-поверхность»:
- 4 ? Х-25МЛ/МР или Х-23
- 3 ? Х-29Л/Т или Х-59
- 6 ? С-25Л
- 2 ? Х-58
- Неуправляемые ракеты:
- 192 (6 ? 32) ? 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 ? 20) ? 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 ? 5) ? 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 ? 240 мм С-24 или
- 6 ? 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 3 ? 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 ? 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 ? 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
- 30 или 16 ? 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
- 38 ? 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 ? контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 ? СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
- Подвесной контейнер «Фантасмагория»