Су-24 |
|
Тип: |
Фронтовой бомбардировщик |
Разработчик: |
ОКБ Сухого |
Производитель: |
НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск) |
Главный конструктор: |
Е. С. Фельснер |
Первый полёт: |
17 января 1970 года (Т6-2И) |
Начало эксплуатации: |
4 февраля 1975 года |
Статус: |
Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: |
ВВС России ВВС Украины |
Годы производства: |
1971-1993 |
Единиц произведено: |
~1400 |
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фенсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Первый полёт совершил 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 36° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 17 100 м.
Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.
Модификации
- Су-24М, установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», первый полёт в 1976 г.Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием препятствий на высоте от 50м
- Су-24МП, первый полёт в декабре 1979 (постановщик помех). Выпущено 10 самолетов.
- Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980 (самолёт-разведчик). Выпущено 130 самолетов.
- Су-24МК, первый полёт в 1987 г., экспортный Су-24М.
- Су-24М2, первый полёт в 2001 г. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30–50 м (кратковременно — 10–30 м).
Операторы
- Россия 335 Су-24М,30 Су-24М2, 100 Су-24МР на 2010 год
- Украина 36 Су-24М в войсках (всего около 80), 23 Су-24МР на 2010 год
- Алжир 38 на 2010 год
- Белоруссия 35 на 2010 год
- Узбекистан 34 на 2010 год
- Иран 30 на 2010 год
- Сирия 20 на 2010 год
- Ангола 12 на 2010 год
- Казахстан 12 на 2010 год
- Азербайджан 5 на 2010 год
Зимой 1992 года, почти сразу после распада СССР, 6 самолетов, взлетев с авиабазы в Украине, перелетели в Россию вместе со знаменем части, однако летчиков за такой поступок не удосужились наградить.
Боевое применение
В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).
Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.
Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа
Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.
Аварии и катастрофы
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М.
В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.
23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Лётчики успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии.
19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться.
В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было. Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление.
17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить плановый полет. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолете не было боекомплекта. Следствие по этому делу было закончено в конце 2010 года, судебные слушания дела об аварии были запланированы на 18 января.
20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:
Источник данных: POLYGON «Су-24»
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 24,594 м (с ПВД)
- Размах крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 17,638 м
- при угле стреловидности ?=69°: 10,366 м
- Высота: 6,193 м
- Площадь крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 55,16 м?
- при угле стреловидности ?=69°: 51 м?
- Коэффициент удлинения крыла:
- при угле стреловидности ?=16°: 5,64
- при угле стреловидности ?=69°: 2,107
- Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 36°/ 45°/ 69°
- Поперечное V крыла: ?4,5°
- База шасси: 8,51 м
- Колея шасси: 3,31 м
- Масса пустого: 22 300 кг
- Масса снаряжённого: 23 700 кг
- Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
- Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
- Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
- Объём топливных баков: 11 860 л
- Силовая установка: 2 ? ТРДДФ АЛ-21Ф-З
- Бесфорсажная тяга: 2 ? 7800 кгс (76,5 кН)
- Форсажная тяга: 2 ? 11 200 кгс (110 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на большой высоте: 1700 км/ч (1,6М)
- на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
- Скорость отрыва: 300—310 км/ч
- Посадочная скорость: 280—290 км/ч
- Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 11 000 м
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м? (при норм. взлётной массе при ?=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
- Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
- Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Точки подвески: 8
- Боевая нагрузка: 8000 кг (максимальная)
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 ? Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-поверхность»:
- 4 ? Х-25МЛ/МР или Х-23
- 3 ? Х-29Л/Т или Х-59
- 6 ? С-25Л
- 2 ? Х-58
- Неуправляемые ракеты:
- 192 (6 ? 32) ? 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 ? 20) ? 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 ? 5) ? 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 ? 240 мм С-24 или
- 6 ? 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 3 ? 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 ? 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 ? 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
- 30 или 16 ? 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
- 38 ? 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 ? контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 ? СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
- Подвесной контейнер «Фантасмагория»