МиГ-31 |
|
Тип: |
Истребитель-перехватчик |
Разработчик: |
ОКБ МиГ |
Главный конструктор: |
Лозино-Лозинский Г. Е., |
Первый полёт: |
1975 |
Начало эксплуатации: |
1980 |
Статус: |
На вооружении |
Основные эксплуатанты: |
Россия Казахстан Китай |
Годы производства: |
1975—1994 |
Единиц произведено: |
Более 500 |
Базовая модель: |
МиГ-25 |
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.
История
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
Оборудование
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5),дальность обнаружения цели с ЭПР 3м с вероятностью 0.5 на догонных ракурсах 35 км (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).
Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса
Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.
На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.
Дальность полёта
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.
Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:
- без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 ч 44 мин;
- с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 ч 35 мин;
- с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 ч 26 мин.
Модификации
С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:
- МиГ-31Б — серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе;
- МиГ-31БС — МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
- МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Предполагается модернизировать все состоящие на вооружении самолеты до этой версии (2008 год); В 2008 завершен первый этап ГСИ,продолжается второй этап.
- МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
- МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском;
- МиГ-31М — модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
- МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
- МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
- МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
- Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).
Эксплуатация
Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.
Россия
В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:
- 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
- аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
- 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
- 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
- 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
- 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
- 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;
Казахстан
В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — аэродром Караганда.
Китай
В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:
- экипаж — 2 человека;
- длина — 21,62 м;
- размах крыла — 13,45 м;
- высота — 6,50 м;
- площадь крыла — 61,60 м²;
- масса:
- пустого самолета — 21 820 кг;
- с полной заправкой — 39 150 кг;
- максимальная взлетная масса — 46 750 кг;
- масса топлива — 17 330 кг;
- тип двигателя — ТРДДФ Д-30Ф6;
- тяга:
- максимальная — 2 × 9500 кгс;
- на форсаже — 2 × 15 500 кгс;
- масса двигателя — 2416 кг.
Лётные характеристики
Лётные характеристики Миг-31:
- максимальная допустимая скорость на большой высоте — 3000 км/ч (М2,82);
- максимальная допустимая скорость на малой высоте — 1500 км/ч;
- крейсерская скорость:
- сверхзвуковая — 2500 км/ч (M2,35);
- дозвуковая — 950 км/ч (M0,9);
- практическая дальность:
- на 2,35 М, высота 18 000 м — 720 км;
- на 0,8 М, высота 10 000 м — 1450 км:
- без дозаправки с 2 ПТБ — до 3000 км;
- с одной дозаправкой — до 5400 км;
- боевой радиус — 720 км;
- продолжительность полёта — до 3,3 ч;
- практический потолок — 20 600 м;
- нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе — 759 кг/м²;
- с полной заправкой — 635 кг/м²;
- тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе — 0,66;
- с полной заправкой — 0,79;
- максимальная эксплуатационная перегрузка — 5 g.
Вооружение
МиГ-31 может нести следующее вооружение:
- пушечное:
- пушка шестиствольная ГШ-6-23:
- боекомплект — 260 патронов;
- скорострельность:
- при НУ — не менее 8000 мин−1;
- при t = −60 °C — не менее 6400 мин−1;
- пушка шестиствольная ГШ-6-23:
- ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
- ракеты класса воздух-воздух:
- Р-33,
- Р-37,
- Р-40Т(ТД),
- Р-60(М).
- ракеты класса воздух-воздух:
Катастрофы
- 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
- осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
- 4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия — отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия — разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
- 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
- 20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета — не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
- 11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.
- 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
- 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота.