Су-33 |
|
Тип: |
Палубный истребитель |
Разработчик: |
ОКБ Сухого |
Производитель: |
КнААПО |
Главный конструктор: |
М. П. Симонов |
Первый полёт: |
17 августа 1987 года |
Начало эксплуатации: |
31 августа 1998 года |
Конец эксплуатации: |
2015 год (план) |
Статус: |
Эксплуатируется, снят с производства |
Основные эксплуатанты: |
ВМФ России |
Годы производства: |
1989 — н/д |
Единиц произведено: |
9 прототипов, 26 серийных |
Базовая модель: |
Су-27 |
Варианты: |
Су-33УБ |
Су-33 (Су-27К, Т-10К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.
Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолётом палубной авиации ВМФ России.
История создания
Формирование требований к новому палубному истребителю
Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 годапроект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР.
Прототипы
В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец, однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.
Первые посадка и взлет с палубы
20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море. Корабль был укомплектован ещё не всеми радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства, позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС.
Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине, что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года, после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ.
На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ, после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м, но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°, но при попытке взлета не сработали стартовые задержники, в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу, откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы.
Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года, после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием.
Серийное производство
Серийное производство Су-33 началось в 1989 году в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года и 17 февраля того же года поднялась в воздух. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте1991 года.
В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 20 из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Модернизация
По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33, однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.
Конструкция
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.
Крыло и оперение
Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонамиплощадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².
Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.
Воздухозаборники и двигатели
Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.
Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.
Особенности Су-33
При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:
-
- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
- увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
- установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
- возможность эффективной работы по надводным целям
В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.
Эксплуатация
Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота. В ближайшее время 279-й киап получит партию из 24 новых истребителей МИГ-29К/КУБ (20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ).
В 2015 году планируется вывести истребители Су-33 из эксплуатации.
Проекты и модификаци
Проекты 1970-х годов
- Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
- Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
- Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-28К.
- Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
- Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
- Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
Поздние проекты
- Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
- Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
- Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
- Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
- Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
- Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
- Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Происшествия
Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.
-
- 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.
- 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
- 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.
- 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.
- 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом, при имитации посадки на авианосец потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. В результате самолёт ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, летчик погиб.
- 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
-
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,185 м
- Размах крыла: 14,7 м
- со сложенным крылом: 7,40 м
- с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
- Размах заднего ГО: 9,9 м
- со сложенными стабилизаторами: 7,40 м
- Высота: 5,72 м
- Площадь крыла: 67,84 м²
-
- Профиль крыла: П44М
- Коэффициент удлинения крыла: 3,48
- Коэффициент сужения крыла: 3,76
- Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
- База шасси: 5,87 м
- Колея шасси: 4,44 м
- Масса пустого: 19600 кг
- Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
- Масса нормальная взлетная:
- с частичной заправкой: 26000 кг
- с полной заправкой: 29940 кг
- Масса максимальная взлетная: 33000 кг
- Масса топлива: 9500 кг
- основной вариант заправки: 5350 кг
- Объём топливных баков: 12100 л
- Нормальная посадочная масса: 22400 кг
- Предельная посадочная масса: 26000 кг
- Двигатель:
- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
- модель: «АЛ-31Ф серии 3»
- тяга:
- максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)
- на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)
- чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)
- степень двухконтурности: 0,571
- масса двигателя: 1520 кг
Лётные характеристики
-
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
- у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
- Посадочная скорость: 235—250 км/ч
- Дальность полета:
- у земли: 1000 км
- на высоте: 3000 км
- Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
- Практический потолок: 17000 м
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе:
- с частичной заправкой: 383 кг/м²
- с полной заправкой: 441 кг/м²
- при нормальной взлётной массе:
- Максимальная скорость:
-
- при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²
- Тяговооружённость на форсаже:
- при нормальной взлётной массе:
- с частичной заправкой: 0,96
- с полной заправкой: 0,84
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе:
- Длина разбега: 105 м (с трамплином)
- Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8)
Вооружение
-
- Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
- Боевая нагрузка:
- максимальная: 6500 кг
- вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)
- Точки подвески: 12
-
- УРВВ:
- 4-6 × Р-73
- 6-8 × Р-27Р/ЭР
- 2 × Р-27Т/ЭТ
- УРВП: нет
- Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)
- Неуправляемые ракеты:
- 80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или
- 20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или
- 4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ
- Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
- 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
- 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
- 32 × 100 кг
- УРВВ:
Авионика
-
- РЛС:РЛПК-27К
- Антенна:
- Тип: Н001К
- Диаметр: 1075 мм
- Зона обзора:
- по высоте: ±50°
- по азимуту: ±60°
- Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
- навстречу: 100 км
- вдогон: 40 км
- Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
- Антенна:
- ОЭС:ОЭПС-27К
- Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
- Зона обзора:
- РЛС:РЛПК-27К
-
-
- по высоте: -15°/+60°
- по азимуту: ±60°
- Поле обзора: 120×75°
- Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
- Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
- навстречу: 40 км
- вдогон: 100 км
- Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
-
- Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»
Список построенных Су-33
Авиапроисшествия и катастрофы |
|||
Изображение |
Экземпляр |
Бортовой номер (заводской номер, серийный номер) |
Примечания |
Опытные |
|||
|
Т10К-0 |
с/н 01-01 |
Построен для статических испытаний. |
|
Т10К-10 |
с/н 03-05 |
Построен для статических испытаний. |
|
Т10-20КТМ |
20 |
Габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33 |
|
Т10К-1 |
37 |
Первый летный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987 года. Потерян 27 сентября 1988 года в результате отказа. Летчик Н.Садовников успешно катапультировался. |
|
Т10К-2 |
39 |
Второй летный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В.Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г. |
Установочная партия |
|||
|
Т10К-3 |
с/н 02-01 |
Первый полет 17 февраля 1990 г. После распада СССР достался Украине (авиабаза Новофёдоровка в Саках). |
|
Т10К-4 |
59 (з/н 49051002502, с/н 02-02) |
1990 г. В 1995-1999 годах был переоборудован в Т10КУБ-1. |
|
Т10К-5 |
69 (з/н 49051002603, с/н 02-03) |
1990 г. Постоянный участник МАКС. |
|
Т10К-6 |
79 (з/н 49051003301, с/н 03-01) |
1991 г. |
|
Т10К-7 |
89 (с/н 03-02) |
1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины. Позднее самолёт был продан Китаю, где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15). |
|
Т10К-8 |
99 (с/н 03-03) |
1991 г. 11 июля 1991 года в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т.Апакидзе успешно катапультировался. |
|
Т10К-9 |
109 (з/н 49051003604, с/н 03-04) |
1991 г. |
Серийные машины |
|||
|
|
60 |
|
|
|
61 |
|
|
|
62 |
|
|
|
64 |
|
|
|
65 (з/н 49051006105, с/н 06-05) |
Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В.Кузьменко погиб. |
|
|
66 |
|
|
|
67 |
|
|
|
68 |
|
|
|
70 (з/н 49051004103, с/н 04-03) |
Разбился 17 июля 2001 года в результате ошибки пилотирования. Летчик Т.Апакидзе погиб. |
|
|
71 |
|
|
|
72 |
|
|
|
73 |
Разбился 11 мая 2000 года в результате ошибки пилотирования. Летчик П.Кретов успешно катапультировался. |
|
|
76 |
|
|
|
77 (з/н 49051005101, с/н 05-01) |
|
|
|
78 |
|
Фото |
|
79 |
|
|
|
80 |
|
|
|
81 |
|
|
|
82 (з/н 49051007504, с/н 07-04) |
Утонул 5 сентября 2005 года в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался. |
|
|
83 |
|
|
|
84 |
|
|
|
85 |
|
|
|
86 |
|
|
|
87 |
|
|
|
88 (з/н 49051009301, с/н 09-01) |
|
На вооружении
- Россия — 22 Су-33, по состоянию на 2013 год
- Украина — после распада СССР Украине досталось 2 Су-33 из установочной партии: Т-10К-3 (серийный номер 02-01) находился на авиабазе Новофёдоровка в Саках, а Т-10К-7 (серийный номер 03-02) — на аэродроме Государственного авиационного научно-испытательного центра ВВС Украины возле пгт. Кировское. Один из истребителей был продан КНР, на основе которого был впоследствии создан Shenyang J-15.
Сравнение с аналогами
Сравнение с аналогами |
|||
Модель и страна |
Су-33 |
МиГ-29К |
Shenyang J-15 |
Внешний вид |
|||
Год принятия на вооружение |
1998 |
2013 |
2015 (план) |
Годы производства |
1989 — н/д |
с 2005 |
— |
Выпущено, единиц |
26 |
>20 |
н/д |
Масса пустого, кг |
19 600 |
12 700 |
|
Масса боевой нагрузки, кг |
6500 |
4500 |
|
Встроенная пушка |
1 × 30 мм ГШ-30-1 |
1 × 30 мм ГШ-30-1 |
|
Макс. взлётная масса, кг |
33 000 |
22 400 |
|
Силовая установка |
2 × АЛ-31Ф 3-й серии |
2 × РД-33МК |
|
Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже |
2 × 74,5 кН 2 × 122,6 кН |
2 × 53,4 кН 2 × 88,3 кН |
|
Макс. скорость, км/ч |
2300 |
2300 |
|
Практический потолок, м |
17 000 |
17 500 |
|
Практ. дальность (без ПТБ), км |
3000 |
2000 |
|
Модель и страна |
Boeing F/A-18E/F Super Hornet |
Grumman F-14 Tomcat |
Dassault Rafale M |
Внешний вид |
|||
Год принятия на вооружение |
1999 |
1974 |
2004 |
Годы производства |
с 1997 |
1974 — 1992 |
с 1997 |
Выпущено, единиц |
>500 |
712 |
36 |
Масса пустого, кг |
13 387 |
18 191 |
10 000 |
Масса боевой нагрузки, кг |
8051 |
5900 |
|
Встроенная пушка |
1 × 20 мм М61А1 Вулкан |
1 × 20 мм М61А1 Вулкан |
1×30 мм Nexter DEFA 791B |
Макс. взлётная масса, кг |
21 320 |
33 720 |
24 500 |
Силовая установка |
2×General Electric F414-GE-400 |
2 × General ElectricF110-GE-400 |
2 × SNECMA M88-2-Е4 |
Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже |
2 × 62,3 кН 2 × 97,9 кН |
2 × 61,4 кН 2 × 124,7 кН |
2 × 50,04 кН 2 × 75,62 кН |
Макс. скорость, км/ч |
1915 |
2485 |
1900 |
Практический потолок, м |
15 240 |
16 150 |
15 240 |
Практ. дальность (без ПТБ), км |
2003 |
2960 |
1800 |
Су-33 в культуре
- Су-33 появляется в аниме «Евангелион» в качестве палубного истребителя флота ООН
Интересные факты
- Известный омский комментатор Андрей Блохин дал прозвище Су-33 российскому хоккеисту Максиму Сушинскому, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и любимым игровым номером.
Летчики-испытатели Су-33
- Садовников, Николай Фёдорович (ОКБ Сухого)
- Пугачёв, Виктор Георгиевич (ОКБ Сухого)
- Мельников, Сергей Николаевич (ОКБ Сухого)
- Аверьянов, Вячеслав Юрьевич (ОКБ Сухого)
- Семкин, Юрий (ВВС)
- Раевский, Александр Михайлович (ВВС)
- Диордица, Николай Фёдорович (ВВС)