Су-34 |
|
Тип: |
Истребитель-бомбардировщик |
Разработчик: |
ОКБ Сухого |
Производитель: |
НАПО им. В.П. Чкалова |
Главный конструктор: |
Мартиросов Р. Г. |
Первый полёт: |
13 апреля 1990 года (Т10В-1) |
Начало эксплуатации: |
2013 год (план) |
Статус: |
Эксплуатируется, производится |
Основные эксплуатанты: |
ВВС России |
Годы производства: |
С 2006 |
Единиц произведеноь: |
39 (включая 7 прототипов, на 2013 год) |
Стоимость единицы: |
1,0 млрд рублей (~$33 млн) |
Базовая модель: |
Су-27 |
Су-34 (изделие «Т10В», по кодификации НАТО: Fullback) — советский/российский истребитель-бомбардировщик поколения «4+»
Создан на основе Су-27. Предназначен для нанесения высокоточных ударов, в том числе с помощью ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.
Всего к 2020 году на вооружение России поступят 124 Су-34.
История
19 июня 1986 года началась разработка Т-10В. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытательСССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителязавоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью.
Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродромаНовосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).
В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.
Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полёт на нём выполнили 18 декабря 1993 года И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» — истребитель морской.
Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года.
Производство
По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н 42—48) и серийные (б/н 01—09 и б/н 01—05, 10). Самолёты с б/н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04—09 в 968‑м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05 производства 2006—2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02, 03, 04, 05, 10 производства 2011 года — на 7000-й АБ Балтимор (г. Воронеж).
12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.
2008 года подписан 5 летний контракт №319/3/1-ЕОЗ от 10 ноября 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году. 1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании «Сухой» Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.
В общей сложности ВВС намерены приобрести 124 самолётов этого типа.
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.
НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.
Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.
Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Представитель холдинга «Сухой»:
В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники. |
Поставки
- 15 декабря 2006 года в состав ВВС России были переданы первые 2 Су-34. Самолёт с бортовым номером «01» поступил в 929-й ГЛИЦ для продолжения госиспытаний.
- 3 августа 2007 года в состав Липецкого ЦБП и ПЛС принят бортовой номер «02».
- В декабре 2008 года был передан ВВС бортовой номер «03».
- 19 декабря 2009 года получено ещё 2 Су-34 — бортовые номера «04» и «05».
- 20 декабря 2010 года передано ещё 4 бомбардировщика (первые 4 из 32, по контракту 2008 года)
- 10 декабря 2011 года западный военный округ принял на вооружение 6 Су-34.
- 28 декабря 2012 года западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
- 25 января 2013 года западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
- 6 мая 2013 года получен первый самолёт выпуска 2013 года из запланированных 12 на этот год.
- 9 июля 2013 года получены 3 Су-34.
В начале 2012 года министерство обороны России заключило с компанией «Сухой» контракт на поставку 92 Су-34 до 2020 года, в дополнение к уже заключённому контракту на 32 машины. В 2013 году ожидается поставка 12 Су-34.
Модернизация 2010 года
8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих испытаний. Постановление правительства России о принятии новых бомбардировщиков на вооружение вышло в 2012 году. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
- Новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
- Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
- Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
- Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35.
Боевое применение
Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии(2 Су-34). Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. Контейнер активных помех групповой защиты Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность.
По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами — в ходе боевого применения уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Оценка
Су-34 — единственный боевой самолёт в ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения(для сравнения: в войне с Грузией 2008 года даже модернизированные Су-24 могли применять только обычные авиабомбы инеуправляемые ракеты на расстоянии 2-3 км).
По итогам 6 лет эксплуатации Су-34, на первых экземплярах самолёта были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой. Что, как заявляют эксперты, является характерными проблемами для всех новых самолётов (т.н. «болезни роста»). На самолетах, поставленных в 2011-2012 годах,большинство данных дефектов были устранены.
Су-34 интенсивно используется в строевых частях с 2012 года, половина Су-34 уже имеет налет 200—250 часов на 2013 год.
РЛС
- Дальность обзора до воздушной цели (с ЭПР равной 3 м): 120 км
- Сопровождение: до 10 целей одновременно
- Обстрел: до 4 целей одновременно
- Дальность обзора по наземным целям: 30-100 км
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
-
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 23,3 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,0 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Угол стреловидности: 42°
- Коэффициент удлинения крыла: 3,5
- База шасси: 6,63
- Колея шасси: 4,4 м
- Масса:
- пустого: 22500 кг
- нормальная взлётная: 38240 кг
- максимальная взлетная: 45000 кг
- Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
-
- Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 8250 кгс
- на форсаже: 2 × 13500 кгс
- Степень двухконтурности: 0,571
- Масса двигателя: 2 × 1520 кг
- Тяга:
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7G
Лётные характеристики
-
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на большой высоте: 1900 км/ч (1,8М)
- Дальность полёта: 4000 км
- Боевой радиус: 1100 км
- Практический потолок: 17000 м
- Нагрузка на крыло:
- Максимальная скорость:
-
- при нормальной взлетной массе: 616 кг/м²
- при максимальной взлетной массе: 725 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлетной массе: 0,71
- при максимальной взлетной массе: 0,6
Вооружение
- Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1
- Точек подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8000 кг различного вооружения на внешней подвеске
На вооружении
Россия:
- ВВС России — 29 Су-34, по состоянию на 2013 год. Всего к 2020 году заказано 124 Су-34.
- 7000-я авиационная база 1-го разряда (аэродром Балтимор)
- Аэродром Шагол (план 2015)
Интересные факты
Среди российских лётчиков Су-34 получил прозвище «Утёнок» из-за носовой части самолета напоминающего клюв утки.