Су-35 |
|
Тип: |
Многоцелевой истребитель |
Разработчик: |
СССР / России ОКБ Сухого |
Производитель: |
СССР / России КнААПО |
Главный конструктор: |
М.П.Симонов |
Первый полёт: |
28 июня 1988 года |
Статус: |
Проект закрыт |
Единиц произведено: |
16 |
Базовая модель: |
Су-27 |
Варианты: |
Су-35БМ |
Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — советский / российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.
В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра).
В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.
Модификации
Модификации Су-35 (в порядке их появления):
- Су-35 (первый полёт 28 июня 1988 года)
- Су-37 (первый полёт 2 апреля 1996 года)
- Су-35УБ (первый полёт 7 августа 2000 года)
- Су-35БМ (первый полёт 19 февраля 2008 года)
Экземпляры Су-35
Су-35
-
- Т-10М-1 (б/н 701) — первый опытный экземпляр Су-35 (1988 год). Создан на базе серийного Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года. Во второй половине 1990-х, после завершения испытаний, передан в экспозицию Центрального музея ВВС в Монино.
- Т-10М-2 (б/н 702) — второй опытный экземпляр (1989 год). Создан на базе серийного Су-27.
- Т-10М-3 (б/н 703) — головной предсерийный образец. Первый полёт 1 апреля 1992 года. Самолёт принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1992 году, в I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 1.
- Т-10М-4 (б/н 704) — экземпляр для статических испытаний.
-
- Т-10М-5 (б/н 705) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27.
- Т-10М-6 (б/н 706) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. В 1992 году на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) был представлен министрам обороны стран СНГ.
- Т-10М-7 (б/н 707) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27.
- Т-10М-8 (б/н 708) — предсерийный экземпляр.
- Т-10М-9 (б/н 709) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.
- Т-10М-10 (б/н 710) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.
- Т-10М-11 (б/н 711) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Произведён в 1993 году. Первоначально был подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ. После тендера самолёт стал летающей лабораторией по отработке двигателей с системой управления вектором тяги и получил новое название — Су-37. Самолёт принимал участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1996 году, в международном авиасалоне в Ле Бурже в 1997 году, в III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997, а также в авиашоу в Кубинке, Тушино и т. д. В 2001 на самолёт были установлены обычные двигатели АЛ-31Ф, модернизированная система управления и новая кабинная индикация. 19 декабря 2002 года самолёт под управлением лётчика-испытателя Юрия Ващука потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское.
- Т-10М-12 (б/н 712) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 2.
- 12-02 (б/н 86) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 3.
- 12-03 (б/н 87) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 4.
- 12-04 (б/н 88) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 5.
Су-35УБ
- Т-10УБМ (б/н 801) — двухместный вариант Су-35. Создан на базе серийного Су-30МКК
По идее конструкторов, самолет вобрал в себя самое лучшее, что было достигнуто на Су-30МК и Су-37. И это произошло — по проекту Су-35УБ отличался от Су-30МКК двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты, толщины и площади (как на Су-35 и Су-30МКК), что позволяло увеличить дальность полета по сравнению с Су-30МКИ. Установка более совершенного оборудования, в частности, бортовой РЛС Н011М, позволит применять на Су-35УБ всю номенклатуру серийных и перспективных ракет и бомб классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолёт имеет 12 точек подвески вооружения, оснащён системой дозаправки топливом в воздухе и самой современной авионикой.
Интересно, что впервые на КнААПО проектирование Су-35УБ и выпуск рабочих чертежей велись со значительным использованием компьютерных технологий. Первый полет опытного самолета состоялся в 2000 году. Ожидается, что после проведения первого цикла заводских лётных испытаний новую опытную машину продемонстрируют на одном из международных авиасалонов в 2001 году.
1 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-35. Всестороннюю оценку Су-35 проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев. В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК «Сухой» ЛТХ самолета с его реальными пилотажными возможностями.
Этот самолет был показан в российском кинофильме «Зеркальные войны. Отражение первое» — в съемках использовался самолет Су-35УБ, № 801.
Су-35БМ
Т-10БМ — обновлённый Су-35. В отличие от более ранних Су-35, у Су-35БМ отсутствует переднее горизонтальное оперение и усилен планер, а также полностью заменена авионика самолета. На прототипы и серийные самолеты устанавливаются новые двигатели «Изделие 117С» поколения 4++, позволяющие самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что, по словам Михаила Погосяна, несмотря на отсутствие переднего горизонтального оперения, должно приблизить маневренные возможности машины к уровню Су-37. Первый полёт 19 февраля 2008 года, серийное производство началось в 2010 году, до 2015 года заказано 48 самолетов.
Современное состояние и перспективы
- ВВС России — 3 серийных машины переданы в 1996 году, 2 предсерийные переданы в 2003 году из состава ОКБ Сухого. Все самолёты Су-35 Военно-воздушных сил России в настоящее время находятся в составе авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи».В мае 2009 года председатель правительства России Владимир Путин заявил, что до 2015 года для ВВС России будет произведено 48 обновленных истребителей Су-35С. Контракт на поставку в войска 48 самолётов Су-35С Минобороны РФ подписало на МАКС-2009.
- Ливия — 16 апреля 2008 года в Триполи подписан контракт на поставку 12 самолётов.
Рассматривали возможность покупки:
- Бразилия — Су-35 был включен в число участников тендера на поставку 36 истребителей, однако не вошёл в «короткий список» (в него попали F/A-18, Rafale и JAS 39 Gripen) и выбыл из тендера.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
-
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 22,18 м
- Размах крыла: 14,70 м
- Высота: 6,43 м
- Площадь крыла: 62,04 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Масса:
- пустого: 18400 кг
- нормальная взлётная масса: 25700 кг
- максимальная взлетная масса: 34000 кг
- Двигатель:
- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
- модель: АЛ-31Ф / АЛ-31ФМ / АЛ-31ФП / АЛ-31ФУ / АЛ-35МЛ
- тяга:
- максимальная: 2 × 7670 кгс
- на форсаже: 2 х 12500 / 12800 / 12500 кгс
- масса двигателя: 1520 кг
- управление вектором тяги:
- углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2400 км/ч
- у земли: 1400 км/ч (1,17 М)
- Крейсерская скорость: 800—950 км/ч (0,75—0,9 М)
- Дальность полета:
- без дозаправки: 3400 км
- с одной дозаправкой: 6300 км
- боевой радиус: 1600 км
- Практический потолок: 18000 м
- Скороподъёмность: >280 м/с
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 414 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 548 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 0,97
- при максимальной взлётной массе: 0,74
Вооружение
- Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.