Ил-62 |
|
Тип: |
Пассажирский самолёт |
Разработчик: |
ОКБ Ильюшина |
Первый полёт: |
3 января 1963 |
Начало эксплуатации: |
1967 |
Статус: |
Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: |
СЛО «Россия» (7) |
Годы производства: |
1966—2009 |
Единиц произведено: |
276 |
Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полёт совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт (серийный номер 2357711) был построен в 2004 году для правительства Судана.
Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.
История создания
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже — на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.
С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д.
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяжённых маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшийся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а полезная нагрузка — почти до 23 тонн.
Характеристики самолёта
Характеристики |
Ил-62 |
Ил-62М |
Размах крыла |
43,2 м |
|
Длина |
53,12 м |
|
Высота |
12,35 м |
|
Угол стреловидности крыла |
32,5° |
|
Максимальная дальность полета, км |
10 000 |
11 050 |
Максимальный взлетный вес, т |
161,6 |
165/167 |
База шасси |
24,48 м |
|
Крейсерская скорость |
850 км/ч |
|
Максимальная скорость |
870 км/ч |
|
Пассажировместимость |
186 |
Особенности Ил-62
- Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолёта такова, что центр тяжести пустого самолёта находится позади основных опор шасси.
- Несмотря на значительные размеры и большой взлётный вес, самолёт Ил-62 не имеет бустерной системы. Управление рулями и элеронами производится только за счёт мускульной силы пилотов или электрических рулевых машинок автопилота. Такое решение стало возможным благодаря указанным выше особенностям развесовки самолёта, при которой для взлёта и выравнивания не требуется большая площадь рулей.
- Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолётом, на котором был применён реверс тяги двигателей.
Эксплуатация
Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолётов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолётов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.
По состоянию на начало 2012 года в эксплуатации остаётся 29 Ил-62: 16 в России, 1 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Украине, 2 в Иране, 2 в Ливии, по одному в Судане и Гамбии. Практически все самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62, по данным того же источника, распределяется так:
- разбилось — 18 (всего аварий, повлекших списание, — 23; см. ниже)
- порезано на металлолом — 176
- на хранении — 66, из них 12 машин в качестве музейных экспонатов, кафе, ресторанов, памятников.
Авиационные происшествия
Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолёта типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием.
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
25.02.1965 |
06156 |
Жуковский |
10/10 |
испытательный полёт, разбился при взлёте |
16.06.1972 |
SU-ARN |
Египет |
0/59 |
вылетел за пределы ВПП |
14.08.1972 |
DM-SEA |
ГДР |
156/156 |
проблемы с управлением элеронами и пожар на борту |
13.10.1972 |
86671 |
Шереметьево |
174/174 |
разбился при третьей попытке захода на посадку |
23.03.1973 |
B-2002 |
Китай |
н.д. |
подробности неизвестны |
20.08.1975 |
OK-DBF |
Около Дамаска |
126/128 |
Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа |
27.05.1977 |
86614 |
Гавана |
1+68/70 |
При заходе на посадку задел линии ЛЭП |
14.03.1980 |
SP-LAA |
Варшава |
87/87 |
При заходе на посадку разрушился второй двигатель |
06.07.1982 |
86513 |
около Москвы |
90/90 |
Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их, и самолёт упал |
29.09.1982 |
86470 |
Люксембург |
14/77 |
При посадке не сработал реверс первого двигателя |
01.07.1983 |
P-889 |
Лабе |
23/23 |
Врезался в горы |
09.05.1987 |
SP-LBG |
Варшава |
183/183 |
При наборе высоты взорвался второй двигатель |
17.06.1989 |
DDR-SEW |
Берлин |
1+21/113 |
При взлёте заклинило задний руль и элероны |
03.09.1989 |
CU-T1281 |
Гавана |
45+126/126 |
Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома |
30.06.1990 |
86456 |
Якутск |
0/109 |
При посадке два двигателя переведены во взлётный режим |
21.11.1990 |
86613 |
Якутск |
0/176 |
Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс |
10.1992 |
86703 |
Домодедово |
0/0 |
Сгорел при заправке |
24.04.1998 |
YR-IRD |
Стамбул |
0/73 |
Двигатель взорвался в начале взлёта |
11.11.1998 |
86564 |
Анкоридж |
0/12 |
Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот |
23.10.2002 |
86452 |
Бишкек |
0/11 |
Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке |
29.03.2006 |
5A-DKR |
Домодедово |
0/6 |
При посадке вместо реверса включён взлётный режим |
20.04.2008 |
CU-T1283 |
Санто-Доминго |
0/117 |
Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана |
24.07.2009 |
UP-I6208 |
Мешхед |
16/153 |
При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение |