Су-8 |
|
Тип: |
Сверхтяжелый Штурмовик |
Производитель: |
Завод №289 (Молотов) |
Главный конструктор: |
П. О. Сухой |
Первый полёт: |
1943 год |
Статус: |
Опытный самолет |
Основные эксплуатанты: |
ВВС СССР |
Единиц произведено: |
2 |
Су-8 — советский опытный двухмоторный двухместный бронированный штурмовик времен Великой Отечественной Войны. В истории советского самолетостроения остался как один из крупнейших в мире среди специально созданных штурмовиков.
Несмотря на то, что заводские и государственные испытания штурмовик Су-8 прошёл успешно, в серийное производство он не запускался. К тому моменту как Су-8 проходил испытания, советские войска уже подошли к границам фашистской Германии и необходимость штурмовика с большим, чем у Ил-2, радиусом действия практически отпала.
История
Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с двумя моторами М-71 или М-90 было дано П. О. Сухому в мае 1942 г. Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью и скоростью полета и усиленным вооружением.
Проектирование самолета велось ударными темпами и уже к 20 сентября 1942 г. весь комплект чертежей был передан в производство. В августе 1942 г. приступили к постройке планера для статических испытаний и двух летных экземпляров самолета. Постройка ДДБШ осуществлялась на базе моторного завода № 19 в г. Молотове (ныне Пермь), где опытный завод № 289 находился в эвакуации. Окончание постройки первого экземпляра намечалось на начало мая, а второго — на август 1943 года.
В конце января 1943 года командующий ВВС утвердил эскизный проект модификации ДДБШ в вариантах высотного разведчика и среднего бомбардировщика с пожеланием воплотить этот проект во втором экземпляре ДДБШ.
В начале августа 1943 года началась реэвакуация КБ П. О. Сухого и первый опытный экземпляр ДДБШ (Су-8) перевезли в подмосковный город Тушино, на место новой дислокации завода № 289. Работы по доводке самолета были продолжены, на нем установили более мощные двигатели М-71Ф.
К началу декабря 1943 года Су-8 совершил на заводском аэродроме несколько рулежек и подлетов, в процессе которых были выявлены ряд дефектов, устранение которых продолжалось до конца зимы.
11 марта 1944 года заводской летчик-испытатель Н. Д. Фиксон впервые поднял Су-8 в воздух. Начались заводские летные испытания, которые с небольшими перерывами продолжались до конца 1944 года. К этому времени серьезной надобности в новом штурмовике для ВВС уже не ощущалось. Кроме того, были свернуты работы по двигателю М-71Ф. Все это в конечном итоге привело к прекращению работ по самолету Су-8.
Конструкция
Конструкция — смешанная. Фюзеляж в передней части — бронекорпус, средняя часть — дуралюминовая, хвостовая часть — деревянный монокок. Центроплан — дуралюминовый со стальными полками лонжеронов. Консоли крыла — деревянные с дуралюминовыми лонжеронами (их полки — тавры из стали). Разнесенное хвостовое оперение — цельнодуралюминовое. Шасси — одностоечное, убираемое назад в мотогондолы, хвостовое колесо — убираемое в фюзеляж
Схема — среднеплан с полным бронированием кабин, двигателей, баков и маслорадиаторов. Общая масса брони — 1680 кг, листы различной толщины. Бронирование штурмовика включало: броневой лист перед летчиком толщиной 15 мм, 64-мм переднее бронестекло, бронеспинку летчика толщиной 15 мм, а также 10-мм бронеплиты снизу и с боков летчика.
Вооружение
Самолет обладал мощным вооружением. Для борьбы с техникой механизированных соединений противника предназначалась центральная батарея под фюзеляжем, состоявшая из четырех 37-мм или 45-мм пушек с боезапасом по 50 снарядов каждая. Две батареи в консолях крыла, включавшие по четыре 7,62-мм пулемета, служили для уничтожения живой силы.
Для защиты от истребителей стрелок-радист имел 12,7-мм пулемет в башенной турели сверху и один 7,62-мм в люковой кинжальной установке снизу. Боезапас всех пулеметов составлял 5900 патронов.
Основное бомбовое вооружение — 600 кг на внутренней подвеске, в шести отсеках центроплана, вмещавших по одной 100 кг бомбе, или несколько бомб меньшего калибра. С перегрузкой до 1400 кг на наружной подвеске под фюзеляжем Су-8 мог дополнительно нести три крупные бомбы. Также существовали планы оснащения Су-8 подвижной стрелковой установкой Можаровского—Веневидова, позволявшей вести сосредоточенный огонь по наземной цели более длительное время.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 13.58 м
- Размах крыла: 20.50 м
- Высота: 5.09 м
- Площадь крыла: 60.00 м²
- Масса пустого: 9170 кг
- Нормальная взлётная масса: 12410 кг
- Максимальная взлетная масса: 12 413-12736 кг (13 380 кг с перегрузкой)
- Двигатель: 2 х М-71Ф
- Мощность: 2200 л.с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте: 550 кмч
- Максимальная скорость у земли: 500 кмч
- Дальность полёта: 1000 км
- Практический потолок: 9000 м
- Время набора высоты, мин/м: 9/5000
- Длина разбега: 400 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное вооружение :
- четыре 45-мм или 37-мм пушки под фюзеляжем
- четыре 7.62-мм пулемета ШКАС в консолях крыла
- один 12.7-мм пулемет УБТ в верхней установки и
- один 7.62-мм пулемет ШКАС в люке.
- Бомбовая нагрузка: 600 кг
- с перегрузкой — 1400 кг.