Т-54 |
|
Классификация: |
Средний танк |
Боевая масса, т: |
36 |
Компоновочная схема: |
Классическая |
Экипаж, чел.: |
4 |
История |
|
Производитель: |
СССР, Китий, Корея, Польша, Чехословакия |
Годы производства: |
1945—1974 |
Годы эксплуатации: |
С 1948 |
Количество выпущенных, шт.: |
Около 20 375 |
Основные операторы: |
СССР, Корея, Польша, Сирия, Сербия и Черногория, Чехословакия |
Размеры |
|
Длина корпуса, мм: |
6002 |
Длина с пушкой вперёд, мм: |
9000 |
Ширина корпуса, мм: |
3270 |
Высота, мм: |
2218 |
База, мм: |
3840 |
Колея, мм: |
2640 |
Клиренс, мм: |
425 … 468 |
Бронирование |
|
Тип брони: |
Стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град.: |
100 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град.: |
100 / 55° |
Борт корпуса, мм/град.: |
80 / 0° |
Корма корпуса, мм/град.: |
45 / 17° |
Днище, мм: |
20 |
Лоб башни, мм/град.: |
200 / 0° — 106 / 60° |
Борт башни, мм/град.: |
160 / 0° — 85 / 60° |
Корма башни, мм/град.: |
65 / 0° — 56 / 30° |
Крыша башни, мм: |
30 |
Вооружение |
|
Калибр и марка пушки: |
100-мм Д-10Т |
Тип пушки: |
Нарезная пушка |
Длина ствола, калибров: |
56 |
Боекомплект пушки: |
34 |
Углы ВН, град.: |
—5…+18 |
Углы ГН, град.: |
360 |
Дальность стрельбы, км: |
0,02..14,6 |
Прицелы: |
ТШ-2-22А |
Пулемёты: |
1 × 12,7-мм ДШК, 2 × 7,62-мм СГМТ |
Подвижность |
|
Тип двигателя: |
В-54 |
Мощность двигателя, л. с: |
520 |
Скорость по шоссе, км/ч: |
50 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч: |
20-25 |
Запас хода по шоссе, км: |
250-300 |
Запас хода по пересечённой местности, км: |
290-320 |
Удельная мощность, л. с./т: |
14,4 |
Тип подвески: |
Индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см²: |
0,81 |
Преодолеваемый подъём.: |
30 |
Преодолеваемая стенка, м: |
0,8 |
Преодолеваемый ров, м: |
2,7 |
Преодолеваемый брод, м: |
1,4 (5 с ОПВТ) |
Т-54 (Объект 137) — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1961—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ выпуск Т-55 продолжался вплоть до1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты.
Т-54 экспортировался и стоит на вооружении во многих странах, использовался в большинстве послевоенныхлокальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. По оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение многих лет. На протяжении всей Афганской войны основным танком в танковых подразделенияхОКСВА были Т-55 и Т-62. Несмотря на наличие в достаточном количестве более современных и мощных танков на то время и постоянную модернизацию лёгкой бронетехники в мотострелковых и воздушно-десантных подразделениях ОКСВА, его танковый парк оставался без изменений все 9 лет войны, что было обусловлено отсутствием современных танков в частях Советской Армии на южных границах СССР и ограниченным числом противотанковых средств у моджахедов.
История создания и производства
Создание Т-54
Непосредственным предшественником Т-54 явился танк Т-44, созданный в1943—1944 годах. На ранних стадиях, процесс создания Т-54 неотделим от Т-44, поскольку разработка обоих танков велась в общем русле развития советской бронетанковой техники тех лет, и на первых порах, воплощённый в металле Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44.
Т-44 был создан КБ нижнетагильского завода № 183 в результате наработок по программе модернизации Т-34, приведшей к созданию танков Т-34М иТ-43, предназначенных для его замены, но в серию так и не пошедших из-за условий военного времени. Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив лобовые катки. Вместе с устранением из состава экипажастрелка-радиста это позволило также значительно сократить забронированный объём и при массе меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования.
Согласно сформулированным ЦНИИ-48 ещё в конце 1943 года требованиям к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 85-мм снарядов:
а) верхняя деталь корпуса и лоб башни должны быть неуязвимы полностью;
б) верхняя половина борта корпуса должна быть полностью неуязвима в пределах определённых курсовых углов; в) борт башни должен быть полностью неуязвим в интервале курсовых углов, примерно вдвое большем, чем тот же интервал для борта корпуса; г) интервал курсовых углов неуязвимости подкрылка может быть принят средним между интервалом для борта башни и интервалом для борта корпуса. |
Эти требования, хотя и не полностью, были реализованы на Т-44, первая модификация которого имела 75-мм лобовую броню и борта толщиной 45 мм в нижней части и 75 мм в верхней. Уже на первой крупносерийной модификации, Т-44А, толщина лобового бронирования была увеличена до 90 мм, а бортового — до 75 мм по всей высоте.
Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85 — 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола в 56 калибров, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году. Путей повышения огневой мощи существовало два. Первый заключался в создании орудий с повышеннойначальной скоростью снаряда за счёт большего удлинения ствола и увеличенного заряда пороха. Однако опыты с 85-мм орудиями такого типа («большой мощности» по тогдашней терминологии), проводившиеся в 1944 году, продемонстрировали проблематичность их производства на основе существующей технологической базы. Вдобавок анализ результатов испытаний обстрелом показал, что лёгкие высокоскоростные снаряды менее эффективны в поражении расположенной под значительными углами наклона брони, чем низкоскоростные, но тяжёлые снаряды 100- и 122-мм пушек. В результате, был избран второй путь — повышение артиллерийской мощи за счёт роста калибра.
Уже с середины 1944 года как оружие для перспективного среднего танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34, ко второй половине того же года успешно установленная на САУ СУ-100. Дополнительным аргументом в её пользу являлась значительно большая мощность осколочно-фугасного снаряда: основным противником танка по-прежнему должна была оставаться пехота, а поражение танков противника рассматривалось как хоть и важная, но второстепенная цель.
Предпринимались попытки перевооружить новым орудием Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении. Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки, в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44Б. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву. В сентябре-ноябре, проект, получивший уже окончательное название — Т-54, был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям, но эти сроки выдержаны так и не были.
Серьёзнейшим обстоятельством, влиявшим на разработку нового танка, к подвижности которого предъявлялись высокие требования, была силовая установка. Несмотря на все усилия конструкторов, единственным доступным танковым дизелем по-прежнему оставался модернизированный В-2 мощностью 520 л.с. и создание танкового двигателя приемлемой надёжности с мощностью более 700 л.с. было в условиях тогдашнего уровня технологии, по оценкам современных экспертов, малоосуществимым. В результате, необходимо было жёстко ограничивать массу машины, чтобы избежать снижения подвижности, а вариант с установкой авиационного двигателя, обеспечивавшего необходимую мощность, но обладавшего массой других недостатков, практически не рассматривался.
Такое положение делало невозможным дальнейший рост бронирования за счёт увеличения массы танка. Путём дальнейшего роста доли бронирования в общем весе танка достичь этого было также нельзя, поскольку это привело бы к ухудшению других характеристик и снижению в итоге боевых возможностей. Усиление защиты путём повышения качества броневой стали являлось в принципе возможным, но на тот момент нецелесообразным. На Т-44 удалось значительно усилить бронирование путём сокращения забронированного объёма, однако дальнейшие возможности такого сокращения были практически исчерпаны, в связи с чем единственным остававшимся у конструкторов выходом являлась дальнейшая дифференциация броневой защиты.
Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года и был передан на испытания на полигон в Кубинке. Однако, в другом документе говорится, что это был уже второй прототип, первый же был закончен ещё в конце 1944 года и проходил испытания непосредственно на заводе. Первый образец танка, известный как «Т-54 образца 1945 года», всё ещё был сильно схож с Т-44. Наиболее заметным внешним отличием была новая, более крупная башня со 100-мм пушкой, чьё лобовое бронирование увеличилось со 120 до 180 мм, а бортовое — с 90 до 90—150 мм. Форма башни вместе с тем, существенных изменений не претерпела и углы наклона её стенок не превышали 20°. Лобовая броня корпуса была также увеличена, до 120 мм, однако толщина бортового бронирования увеличилась лишь на 5 мм, а кормовая часть и вовсе была заимствована у Т-44 без изменений. В лобовой плите корпуса была ликвидирована щель смотрового прибора механика-водителя, в результате она стала монолитной. Поскольку общая масса танка неизбежно возросла по сравнению с Т-44, была несколько удлинена подвеска для увеличения площади опорной поверхности гусениц, а также увеличена ширина опорных катков. Двигательная установка же и трансмиссия практически без изменений перешли с Т-44, была заметно модернизирована только система охлаждения двигателя.
Испытания переданного на государственные испытания Т-54 проводились с 11 марта по 11 апреля 1945 года. Руководивший государственной комиссией, полковник Е. А. Кульчицкий так описал позднее первое впечатление от встречи с новым танком:
Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи с будущими снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой покоились на десяти больших опорных катках, которые опирались на мелкозвенчатые гусеницы. Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о некоторых высоких технических параметрах машины, а именно: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и меньшей поражаемости его, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, что является основным положительным качеством танковой пушки, десять больших, с внешней обрезинкой, опорных катков говорили о возможностях движения на больших скоростях, чему способствовали и мелкозвенчатые гусеницы, и многое другое. |
В отчёте об испытаниях, составленном комиссией, говорилось о высоких тактико-технических характеристиках Т-54. При массе в 35,5 тонн — лишь на 3,7 тонн больше, чем у серийного Т-44, танк обладал значительно более мощным бронированием и вооружением, при этом высота его вышла даже меньшей, чем у предшественника — 2275 мм вместо 2400 мм. Максимальная скорость танка, правда, упала до 45 км/ч вместо 51 км/ч на Т-44, но средняя скорость движения осталась прежней, а запас хода даже несколько возрос. Испытания выявили и множество недостатков новой машины, но несмотря на это, в заключении отчёта об испытаниях говорилось:
а) башни по типу ИС-3; б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка; в) экрана от гранат типа «Фауст»; г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса; д) вращающегося пола боевого отделения; е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке; ж) гусениц с цевочным зацеплением; з) амортизаторов ходовой части (на всех катках). |
Помимо этого, комиссией было рекомендовано изменить привод поворотного механизма башни для обеспечения более плавной наводки, предусмотреть установку зенитного пулемёта, ввести более совершенные приборы наблюдения за полем боя, принять меры для уменьшения загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе и разработать автоматическую систему пожаротушения для МТО. Всего список замечаний составил 68 пунктов.
В июле 1945 года КБ завода № 183 был построен второй (или третий) опытный образец Т-54, созданный с учётом части замечаний комиссии. Танк получил новую башню, скруглённой формы, по типу ИС-3, но с «заманом» (англ.)русск. по всему периметру, особенно заметным в кормовой части. Толщина лобового бронирования башни достигла 200 мм, а бортов — от 160 до 125 мм, углы наклона вертикальных поверхностей башни доходили до 45°. Были изменена трансмиссия в соответствии с требованиями испытательной комиссии, а ходовая часть наконец получила цевочное зацепление гусениц. Также была увеличена ёмкость внутренних топливных баков с 530 до 545 литров. В состав вооружения танка добавились два 7,62-мм пулемёта СГ в бронированных ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из которых вёл механик-водитель, а также 12,7-мм зенитный ДШК, установленный на турельной установке у люка заряжающего на крыше башни. В июле—ноябре 1945 года этот образец проходил испытания на полигоне в Кубинке, по результатам которых он был вновь рекомендован государственной комиссией к серийному производству, но опять-таки, после устранения ряда недостатков. После доработки прототипа и очередных испытаний, постановлением Совета министров СССР № 960—402сс от 29 апреля 1946 года, Т-54 был принят на вооружение Красной армии.
Т-54-1/2/3
Подготовка к массовому производству Т-54 образца 1946 года, известного также как Т-54-1, началась уже в 1946 году сразу на трёх заводах: заводе № 183 в Нижнем Тагиле, ХЗТМ в Харькове и ОЗТМ в Омске. По плану, за оставшиеся месяцы 1946 года завод № 183 должен был выпустить 165 машин. В реальности же, за 1946 год изготовлены были всего три предсерийных Т-54: два — к июлю и один — в октябре. И даже эти машины не были приняты государственной комиссией, которая потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. Всего в том году КБ завода № 183 пришлось внести в конструкцию танка 649 различных изменений.
План 1947 года был уже скорректирован в сторону уменьшения. Всего за год планировалось 400 Т-54, из них 250 — на заводе № 183, 100 — на ХЗТМ и 50 — на ОЗТМ. Однако реальность и в этот раз не совпала с планами. Две головные машины первой серии поступили на государственные ходовые испытания и испытания обстрелом в апреле и проходили их по май того же года. По заключению комиссии, образцы выдержали испытания, хотя и с рядом замечаний. Было рекомендовано производство установочной серии Т-54, но — после выполнения списка на 1490 изменений различных деталей и узлов танка, составленного комиссией. Последовавшие доработки вновь отложили начало производства танка и первая серия из 20 танков была произведена лишь в конце года, таким образом доведя производство за 1947 год до 22 машин, все из которых были выпущены заводом № 183.
Полномасштабное производство Т-54, уже на всех трёх заводах, удалось развернуть лишь в 1948 году. За год было выпущено 593 танка, из них 285 — на заводе № 183, 218 — на ХЗТМ и 90 — на ОЗТМ. Однако уже вскоре после начала войсковой эксплуатации, из танковых частей, получивших первые Т-54, стали во все инстанции в массовом порядке поступать рекламации на многочисленные дефекты машины. Танки регулярно выходили из строя, вдобавок, серийные машины оказались существенно переутяжелены по сравнению с проектом и обладали неудовлетворительной проходимостью. Из пяти поставленных на гарантийные испытания танков, государственная комиссия не приняла ни одного. Представители танковых частей на совещании у министра Вооружённых сил Н. А. Булганина в целом положительно отозвались о новом танке, но отметили, что начало серийного производства оказалось явно преждевременным. К этому прибавились и результаты испытаний Т-54 обстрелом, проведённых в 1947 году и показавших то, что было обнаружено ещё в 1943—1944 годах: при попадании в нижнюю часть башни, её заман давал очень высокий шанс рикошета снаряда в тонкую крышу корпуса, со всеми вытекающими последствиями. Результатом этого в январе 1949 года стало решение правительства об остановке выпуска танка.
На последовавших за этим многочисленных совещаниях, специалисты сходились в том, что одной из главных проблем Т-54 являлась перегруженность. Единственным, за счёт чего можно было снизить массу танка, являлась броневая защита. Снижение защиты лобовой части корпуса ниже 100 мм представлялось нецелесообразным, однако лобовая часть башни и без того уступала корпусу в защищённости. Выход из этого положения был найден в изменении формы и размеров башни. Разработанная КБ завода № 183 уже в 1948 году новая башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела.
Первый Т-54 с новой башней поступил на испытания 29 августа 1949 года, ещё два контрольных танка были собраны в сентябре. По результатам их испытаний, в ноябре было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. Серийные машины отличались, помимо замены башни, уменьшением лобовой брони корпуса до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Также были ликвидированы пулемёты на надгусеничных полках и заменены одним, жёстко закреплённым внутри корпуса и ведшим огонь через отверстие в лобовой плите. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Средний вес Т-54-2 снизился по сравнению с серийными Т-54-1 в среднем на 1700 кг, что, вкупе с продолжавшейся доводкой отдельных узлов, позволило значительно поднять надёжность танка.
Серийное производство
В 1947 году в Советском Союзе было развёрнуто серийное производство танков Т-54 и его модификаций, продолжавшееся до 1959 года. Всего в СССР было выпущено 16 775 машин. Помимо СССР танки Т-54 выпускались и в ряде других стран:
- КНР — полученные танки Т-54А, были скопированы и производились под обозначением Тип 59;
- КНДР — 300 танков были собраны из танкокомплектов период с 1969 по 1974 годы;
- Польша — 1500 единиц Т-54 произведено в период с 1954 по 1964 годы;
- Чехословакия — 1800 единиц Т-54 произведено по лицензии в период с 1958 по 1963 годы.
График выпуска танков Т-54 и его модификаций в СССР |
|||||||
Год |
Т-54 |
Т-54А |
Т-54Б |
Т-54 |
Т-54К |
Т-54БК |
Всего |
1947 |
22 |
— |
— |
— |
— |
— |
22 |
1948 |
593 |
— |
— |
— |
— |
— |
593 |
1949 |
152 |
— |
— |
— |
— |
— |
152 |
1950 |
1007 |
— |
— |
— |
— |
— |
1007 |
1951 |
1566 |
— |
— |
— |
— |
— |
1566 |
1952 |
1854 |
— |
— |
— |
— |
— |
1854 |
1953 |
2000 |
— |
— |
— |
— |
— |
2000 |
1954 |
2276 |
— |
— |
— |
— |
— |
2276 |
1955 |
775 |
1820 |
— |
— |
50[сн 2] |
— |
2645 |
1956 |
— |
1775 |
— |
— |
50 |
— |
1825 |
1957 |
— |
1007 |
850 |
18 |
— |
100 |
1975 |
1958 |
— |
— |
705 |
35 |
— |
80 |
820 |
1959 |
— |
— |
20 |
20 |
— |
— |
40 |
Всего |
10 245 |
4602 |
1575 |
73 |
100 |
180 |
16 775 |
Таким образом, суммарный выпуск Т-54 (не учитывая китайскую копию Тип 59) составил 20 375 машин.
Модификации
Т-54-1 (обр.1946) (Объект 137)
100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренная с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребневого на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.
Т-54-2 (обр.1949)
Новая форма башни, заман (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранили только в кормовой части. Один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина ВЛД уменьшена с 120 мм до 100 мм.
Т-54-3 (обр.1951)
Новая полусферическая башня. Прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением, изменена конструкция гитары.
Т-54А (Объект 137Г)
Пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт»). В затвор пушки было введено предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу машины и механизм повторного взвода. Эжектор для продувки ствола от пороховых газов после выстрела и подъемный механизм со сдающим звеном(предохраняющий механизм от поломок при задевании посторонних предметов). Установлен автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 со смещенной влево окулярной частью и со шкалой дальности до цели. Для механика-водителя был введен активный прибор ночного видения ТВН-1.
Т-54АК (Объект 137ГК)
Командирский вариант Т-54А. Разработан в 1958 году на базе Т-54А. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка», зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.
ТТХ
- Масса, т: 36,4
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10ТГ
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10ТГ
- Тип двигателя: Дизельный В-54
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Т-54АМ
Модернизированная версия Т54А. Принят на вооружение в 1960-х. Из отличительных особенностей: новая боеукладка, двигатель В-55, облегчённые катки от танка Т-55, в гусеницах использованы резино-металлические шарниры, новые средства связи, изменена система подводного вождения.
ТТХ
- Масса, т: 36
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д10-ТГ
- Тип пушки: 100-мм пушка Д10-ТГ
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Т-54Б (Объект 137Г2)
Пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 («Циклон») в двух плоскостях наведения. Инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 с прожектором Л-2, смонтированным на орудийной маске и ночной прибор командира, спаренный с прожектором ОУ-3 на командирской башенке. Вращающийся полик боевого отделения. Оборудование для подводного вождения. Запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка — до 430 км.
Т-54БК (Объект 137КЦ)
Командирский вариант Т-54Б. Разработан в 1958 году на базе Т-54Б. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.
ТТХ
- Масса, т: 36,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 468
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10ТГ
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10ТГ
- Тип двигателя: Дизельный В-54Б
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Т-54К (Объект 137К)
Командирский вариант Т-54. Разработан в 1958 году на базе Т-54. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.
ТТХ
- Масса, т: 36
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т
- Тип двигателя: Дизельный В-54
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Т-54М (Объект 139)
Разработан в 1954 году на базе Т-54. Из отличительных особенностей: новые ведущие колёса, новая пушка Д-54Т, установлен прибор ночного наблюдения ТВН-1. Впоследствии некоторые конструкционные элементы шасси были использованы при создании Т-55.
ТТХ
- Масса, т: 36
- Длина с пушкой вперёд, мм: около 9400
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел.
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-54
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-54
- Боекомплект пушки: 50 выстрелов
- Пулемёты: 1×14,5-мм КПВТ, 2×7,62-мм СГМТ
- Тип двигателя: Дизельный В-54-6
- Мощность двигателя, л.с.: 520..580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Объект 141
Разработан в 1952—1954 годах на базе Т-54 в конструкторском бюро Завода № 183. В 1954 году был изготовлен и отправлен на заводские испытания первый опытный образец танка.
Образец отличался установкой 100-мм пушки Д-54, изменением нарезки шкал в телескопическом прицеле ТШ-22А и способом крепления выстрелов в боеукладке. Возимый боекомплект составлял 34 выстрела.
В 1955 году был установлен вертикальный стабилизатор орудия «Радуга». Из-за неполадок стабилизатора в процессе испытаний, работы по нему были прекращены.
Далее машина использовалась для отработки мер по увеличению запаса хода танка.
Также весной 1959 года на «Объекте 141» отрабатывалась 115-мм гладкоствольная пушка У-5Б, являвшаяся баллистической установкой орудия 2А20, предназначенного для установки в «Объект 166». В результате установки новой пушки, возникла проблема излишней загазованности боевого отделения, а также был уменьшен возимый боекомплект до 28 выстрелов. Установка 2-х пятилитровых баллонов со сжатым воздухом, для продува канала ствола, результатов не дала. Помимо этого, после 25 выстрелов бронебойными снарядами на дальности 2000 м, было обнаружено, что их кучность — неудовлетворительна.
ТТХ
- Масса, т: 36,6
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел.
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-54
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-54
- Боекомплект пушки: 28 выстрелов
- Пулемёты: 1×14,5-мм КПВТ, 2×7,62-мм СГМТ
- Тип двигателя: Дизельный В-54-6
- Мощность двигателя, л.с.: 520..580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 360
Объект 485
12 сентября 1951 года по постановлению Совета министров № 3440-1594сс были начаты работы по оснащению танка Т-54 специальными плавсредствами. В 1952 годубыли изготовлены три опытных образца Т-54 с плавсредствами, получившие обозначение «Объект 485», после чего машины были направлены на заводские испытания. Осенью 1952 года образцы «Объекта 485» были направлены на полигонные испытания. В период с сентября 1953 по январь 1954 года, машины были дополнительно испытаны в морских условиях. В течение 1954—1955 годов ВНИИ-100 разработал новые доработанные плавсредства, а в марте 1955 года танки с новыми средствами преодоления водных преград были испытаны на Чёрном море. Согласно постановлению Совета министров № 660рс, Завод № 342 изготовил 20 комплектов плавсредств. В 1957 году плавсредства для танка Т-54 были приняты на вооружение под обозначением ПСТ-54. Всего выпущено 73 комплета ПСТ-54 и танка под установку этих средств.
Объект 614
В 1962 году в ОКБ-174 под руководством А. А. Морова был разработан танк Т-54 с установкой ПТУР 9М14 «Малютка». В 1963 году на базе танка Т-54А был изготовлен первый опытный образец, получивший обозначение «Объект 614А». Позднее на базе Т-54Б был создан второй опытный образец под обозначением «Объект 614Б». В задней части крыши башни танка размещалась пусковая установка с ракетами. Углы наведения установки составляли от −5° до +10°. Вместо 5 выстрелов к пушке, в корме башни устанавливалась аппаратура управления, а также две дополнительные ракеты. С октября по декабрь 1964 года, машина прошла испытания, однако на вооружение принята не была. Основной причиной стала недостаточная защищённость пусковой установки от стрелкового оружия, а также необходимость остановки машины перед запуском ракеты.
Т-54М (Объект 137М)
Модификация танка Т-54, созданная по программе доведения характеристик танка до уровня Т-55 и их унификация. Осуществлялась с 1977 года на ремонтных заводах МО СССР.
На танке были установлены: топливные баки-стеллажи (благодаря чему боекомплект пушки вырос до 43 выстрелов), спаренный с пушкой лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения СТП-2М, прицел наводчика со стабилизированной линиеё прицеливания ТШС-32ПВМ, новый двигатель В-55В, мощностью 580л.с. Применена система запуска двигателя сжатым воздухом, система противоатомной защиты, встроенная термическая дымовая аппаратура, гусеницы с РМШ.
Снят с вооружения в 1994 году.
ТТХ
- Масса, т: 36,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
Т-54МК
Командирский вариант Т-54М (Объект 137М). Модернизация Т-54К. Разработан в 1977 году. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113 или Р-123, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.
ТТХ
- Масса, т: 36
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2400
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т
- Боекомплект пушки: 37 выстрелов
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 400
ПТУР «Кастет»
Основным достоинством танковых ПТУР является бо́льшая, по сравнению с любым типом танкового вооружения, дальность применения. Это позволяет танку вести огонь по танку противника, оставаясь вне досягаемости его вооружения, с вероятностью поражения, превышающей таковую для современных танковых пушек на таком расстоянии. «Кастет» — комплекс управляемого противотанкового вооружения 9К116 на вооружении 100-мм противотанковых пушек Т-12 (МТ-12). Комплекс разработан в тульском КБ Приборостроения в 1970-е годы с целью повышения эффективности противотанковой артиллерии. Позднее КБП провело инициативное исследование возможности применения комплекса для вооружения устаревающих танков Т-54, Т-55 иТ-62, выпущенных в огромном количестве в СССР и союзных странах.
Т-54AM
Польская модификация Т-54А, производившегося по лицензии. Машину снабдили вращающимся полом боевого отделения, ввели гидравлический усилитель механизма поворота и главного фрикциона, улучшили системы смазки и воздушного запуска двигателя. Несколько изменили крышу МТО, количество и положение ящиков ЗИП. Увеличили количество топливных баков на надгусеничных полках (запас хода вырос до 830 км) и установили штампованные опорные катки — ОПВТ.
Т-54AD
Польский командирский вариант Т-54А (Т-54АМ), с дополнительной радиостанцией.
Описание конструкции
Танк Т-54 является развитием танка Т-44, он имеет такую же компоновку. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в задней части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя располагавшегося в отделении управления, наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трехместной башне. Броневой корпус Т-54/55 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня обтекаемой формы изготавливавалась литьём. Верхняя часть башни имела толщину почти 200 мм.
Ходовая часть
Танк получил независимую, торсионную подвеску катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезинеными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное.
Вооружение
Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета расположенного справа от пушки. Танк производился даже после того, как Т-62 был принят на вооружение.
Таблица бронепробиваемости для 100-мм танковой пушки Д-10Т |
||
Снаряд |
Калиберный бронебойный снаряд БР-412 |
Фугасный снаряд Ф-412 |
Вес снаряда, кг |
15,6 |
15,8 |
Начальная скорость, м/с |
1000 |
900 |
Дальность 500 м |
195 мм |
— |
Дальность 1000 м |
185 мм |
— |
Иностранные варианты Т-54
Ti-67 Тиран-4
Модифицированный в Израиле Т-54. Отличался 105-мм нарезным орудием L7, дымовыми гранатомётами и рядом мелких изменений. Модернизация осуществлялась в конце 1960-х и начале 1970-х годов.
Тип 59
Китайский танк, состоящий на вооружении китайской армии. Тип 59 представляет собой незначительно изменённый Т-54А. Выпускался по лицензии с 1957 года. Тип 59 использовался в ходе вьетнамской войны, вьетнамо-китайском пограничном конфликте в 1979 году, а также в индо-пакистанской войне 1971 года.
Танки Тип 59 использовались в следующих странах: Китай, Конго, Мьянма,Северная Корея, Албания, Судан, Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд,Зимбабве, Пакистан (Тип 59/Al-Zarar)
Тип 62
Китайский лёгкий танк 1960-х годов, облегчённая версия советского Т-54. Серийно производился с 1963 по 1989 год, общий выпуск составил около 1200 экземпляров. Танк активно поставлялся во многие страны и принимал участие в угандийско-танзанийской войне и китайско-вьетнамской войне 1979 года.
Ягуар
Китайский проект модернизации танков Т-54, Т-55 и Тип 59, совместно с американскими компаниями «Textron Marine и «Land Systems».
Т-55АГМ
Украинский вариант модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-59. Масса танка увеличивается до 48 тонн. Двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с. или 5ТДФА мощностью 1050 л.с. обеспечит танку скорость 75 км/ч по шоссе и 55 — на пересеченной местности. При этом скорость заднего хода — до 30 км/ч. Экипаж модернизированного танка уменьшится до 3 человек за счет установки автомата заряжания, боекомплект 31 выстрел, из них 18 в АЗ за башней. Усовершенствованная ходовая часть, установленна автоматизированная система управления движением со штурвалом, дополнительная пассивная защита, встроенная динамическая защита, система оптико-электронного противодействия, новое противопожарное оборудование, современная система управления огнем с дублированным управлением с места командира, зенитная установка закрытого типа. Новая пушка по желанию заказчика может быть калибра 125-мм — КБМ-1М, или 120-мм. Система управления огнем автоматическая с тепловизионным прицелом наводчика.
Машины на базе Т-54
Советские и российские
- Объект 431 — советский опытный ракетный танк
- ОТ-54 — (Объект 481) советский огнемётный танк. Создавался на базе Т-54 с установкой автоматического огнемета АТО-1 вместо спаренного пулемета в башне танка. Выброс огнеметной смеси осуществлялся порционно струйно, объём смеси в одном выстреле составлял 6-8 литров. Такая конструкция позволяла расширить огневые возможности, сохраняя все характеристики линейного танка по защите, подвижности и вооружению, не изменяя его внешний вид. Танк, оснащённый данной огнеметной системой, мог метать огнесмесь на дальность до 160 м со скорострельностью до 20 выстрелов в минуту.
- ТО-55 — (Объект 482) советский огнемётный танк. Создавался на базе Т-54Б с установкой автоматического огнемета АТО-200 вместо спаренного пулемета в башне танка.
- Объект 483 — советский огнемётный танк. создавался на базе Т-54 с установкой автоматического огнемета АТО-250 вместо пушки в башне танка. Серийно не производился.
- ЗСУ-57-2 — (объект 500) зенитная самоходная установка
- Объект 530 — зенитная самоходная установка
- Объект 560 — эскизный проект специальной боевой машины
- БМР-2 — советская бронированная машина разминирования. Создана на базе среднего танка Т-54Б.
- БТЛ-1 — советская бронелетучка. Использовалась как в составе Бронепоезда БП-1, так и отдельно.
- БТС-2 — советский бронированный тягач. Разработан на базе среднего танка Т-54
- БТС-4А — советский бронированный тягач. Разработан на базе среднего танка Т-54
- БРЭМ-3 — советская бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Создана на базе среднего танка Т-54 обр. 1949 года
- ГПМ-1 — советская гусеничная пожарная машина. Создана на базе среднего танка Т-54
- ГПМ-54 — советская гусеничная пожарная машина. Создана Львовским бронетанковым ремонтным заводом на базе среднего танка Т-54(Т-55).
- МТУ — танковый мостоукладчик, созданный на базе Т-54. Грузоподъёмность моста — 50 т, максимальная ширина препятствия — 11 м. Масса моста — 10 т. Время на установку/снятие — 2-3 минуты.
- МТУ-20 — танковый мостоукладчик. При изготовлении использовались шасси от танков Т-54 и Т-55
- СПК-12Г — самоходный стреловой поворотный кран.
- СУ-122-54 — штурмовое орудие на базе Т-54, вооружённое 122-мм пушкой. Выпускалось малой серией.
ГДР
- T-54-T — бронированный тягач. Разработан на базе Т-54А.
Израильские
- Ахзарит — Тяжёлый гусеничный израильский БТР «Ахзарит» на базе Т-54 и Т-55 захваченных у арабских стран. В БМПпереоборудовано от 400 до 500 танков.
Операторы
Современные
- Алжир — 270 Т-54/55, по состоянию на 2010 год, 40 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1963 году, 25 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1966 году, 100 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1966 по 1967 год
- Ангола — около 200 Т-54/55, по состоянию на 2010 год, 150 единиц Т-54/Т-55 поставлено из СССР в период с 1975 по 1978 год
- Армения — 8 Т-54, по состоянию на 2010 год
- Афганистан — всего поставлено 1005 единиц Т-54/Т-55 из СССР. 50 единиц Т-54 поставлено в период с 1962 по 1964 год, 200 единиц Т-54 поставлено в период с 1978 по 1979 год
- Бангладеш — 174 Тип 59, по состоянию на 2010 год
- Босния и Герцеговина — 12 Т-54, по состоянию на 2010 год
- Вьетнам — 850 Т-54/55 и 350 Тип 59, по состоянию на 2010 год. 400 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1970 по 1972 год
- Гвинея — 8 Т-54, по состоянию на 2010 год, поставлены из СССР в 1974 году.
- Египет — 260 «Рамзес II» на вооружении, 840 Т-54/55 на хранении, по состоянию на 2010 год. 1200 единиц Т-54 поставлено из СССР: 350 единиц Т-54Чехословацкого производства поставлено в период с 1961 по 1966 год, 800 единиц Т-54 Чехословацкого и Польского производства поставлено в период с 1967 по1972 год, 50 единиц Т-54 поставлено в период 1973 году
- Замбия — 20 Тип 59, по состоянию на 2010 год. 5 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1976 году
- Зимбабве — 30 Тип 59 в основном в небоеспособном состоянии, по состоянию на 2010 год
- Израиль — 261 Ti-267, 126 Т-54/55/Т-62С, по состоянию на 2010 год, 50 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1981 по 1982 год
- Индия — 300 единиц Т-54 Чехословацкого и Польского производства поставлено из СССР в период с 1965 по 1967 год
- Иран — 540 Т-54/55 и Тип 59, по состоянию на 2010 год
- Ирак — 300 единиц Т-54 поставлено из СССР: 250 единиц Т-54 поставлено в период с 1959 по 1965 год, 50 единиц Т-54 поставлено в 1968 году
- Йемен — 450 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Камбоджа — более 100 Т-54/55 и 50 Тип 59, по состоянию на 2010 год. 10 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1983 году
- КНР — более 4000 Тип 59-I/Тип 59-II, по состоянию на 2010 год, 3000 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1956 по 1961 год, использовались под обозначением Тип 59, были скопированы и производились затем в Китае
- Республика Конго — 25 Т-54/55 и 15 Тип 59, по состоянию на 2010 год
- ДР Конго — от 12 до 17 Тип 59, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
- Казахстан — 540 Т-54, Т-55 и М-77, по состоянию на 2010 год
- КНДР — более 3500 Т-34, Т-54/Т-55, Т-62 и Тип 59, по состоянию на 2010 год. 700 единиц Т-54 поставлено из СССР: 400 единиц Т-54 поставлено в период с1967 по 1970 год, 300 единиц Т-54 поставлено (возможно собраны на территории КНДР) в период с 1969 по 1974 год
- Куба — около 900 Т-54, Т55 и Т-62, по состоянию на 2010 год
- Лаос — 15 Т-54/55, по состоянию на 2010 год. 15 единиц Т-54 поставлены из СССР в 1975 году
- Ливан — 233 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Ливия — более 1040 Т-54/55 на хранении, по состоянию на 2010 год. 800 единиц Т-54 поставлено из СССР: 100 единиц Т-54 поставлено в период с 1970 по1971 год, 500 единиц Т-54 поставлено в 1976 году, 200 единиц Т-54 поставлено в период с 1976 по 1977 год
- Мавритания — 35 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Мали — 12 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Мозамбик — более 60 Т-54, по состоянию на 2010 год. 60 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1982 году
- Монголия — 370 Т-54/55, по состоянию на 2010 год. 250 единиц Т-54 поставлены из СССР в период с 1961 по 1964 год
- Намибия — некоторое количество Т-54 и Т-55, по состоянию на 2010 год
- Никарагуа — 20 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1985 году
- Пакистан — 51 Т-54/55 и 1100 Тип 59, по состоянию на 2010 год. 100 единиц Т-54 поставлено из СССР в 1969 году
- Перу — 24 единицы Т-54 поставлены из СССР в 1969 году
- Руанда — 24 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Судан — 270 Т-54/55 и 60 Тип 59/Тип 59D, по состоянию на 2010 год. 50 единиц Т-54 поставлено в период с 1969 по 1970 год
- Танзания — 30 Т-54/55 и 15 Тип 59, по состоянию на 2010 год
- Того — 2 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Уганда — 162 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Финляндия — 100 Т-54/Т-55, по состоянию на 1990 год. 50 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1960 по 1961 год
- Эритрея — 270 Т-54/55, по состоянию на 2010 год
- Эфиопия — более 250 Т-54/55 и Т-62, по состоянию на 2010 год. 200 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1977 по 1978 год
Сняты с вооружения
- Бангладеш
- Болгария — 1800 единиц Т-54/Т-55 поставлено из СССР. 900 единиц Т-54 поставлено в период с 1954 по 1959 год. Списаны в 2004—2009 годах.
- Венгрия — 300 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1959 по 1960 год
- ГДР — 500 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1957 по 1960 год
- Германия — достались от ГДР, списаны в начале 1990-х.
- Марокко — 120 единиц Т-54 поставлено из СССР: 40 единиц Т-54 поставлено в 1962 году, 80 единиц Т-54 Чехословацкого производства поставлено из СССР в период с 1967 по 1968 год
- Польша — 1500 единиц Т-54 произведено по лицензии в период с 1954 по 1964 год
- Македония
- Северный Йемен — 200 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1979 по 1980 год
- Сербия и Черногория — 1980 единиц Т-54 и Т-55 поставлено из СССР в период с 1962 по 1970 год
- Сомали — 100 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1973 по 1974 год
- Словакия
- Чехия
- Чехословакия — 1800 единиц Т-54 произведено по лицензии в период с 1958 по 1963 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
- НДР Йемен — 20 единиц Т-54 поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 год
Боевое применение
Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооружённых конфликтах:
- Венгерское восстание 1956 года — использовались в составе Советской Армии
- Шестидневная война (1967) — использовались в составе египетских танковых войск. В результате боевых действийизраильская армия захватила 291 танк Т-54А. Кроме того, танки Т-54 использовались сирийскими войсками. Всего Сирияпотеряла 73 танка Т-54
- Операция «Дунай» (1968) — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-55
- Война во Вьетнаме — использовались в составе войск Северного Вьетнама
- Гражданская война в Камбодже — использовались в составе войск Северного Вьетнама
- Третья индо-пакистанская война — применялись индийскими войсками
- Арабо-израильская война 1973 года — применялись в составе войск Египта, Сирии и Ирака, кроме того, трофейные Т-54 и Т-55 применялись израильской армией
- Гражданская война в Анголе (1980-е) — применялись народной армией Анголы против группировки УНИТА, а также войсками ЮАР
- Война за Огаден (1977—1978) — применялись в составе войск Сомали
- Китайско-вьетнамская война (1979) — применялись войсками Вьетнама при отражении наступлений китайских войск на северные провинции
- Афганская война (1979—1989) — состояли на вооружении ограниченного контингента Советской Армии
- Ирано-иракская война (1980—1988) — применялись иракской армией
- Ливанская война (1982) — использовались сирийскими войсками, кроме того, со стороны Израиля применялись модернизированные ТИ-67
- Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией
Оценка машины
Первое поколение послевоенных танков, к которым относится Т-54/55, начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и оружия массового поражения, появился стабилизатор наведения, а также многое другое. Однако ещё в начале 1950-х годов конструкторам и военным стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть танка Т-54 не обеспечивают оптимального сочетания огневой мощи, защищённости и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять средним и тяжёлым танкам НАТО. Так например, во время Карабахского конфликта в танковом бою, азербайджанский Т-55 с дистанции от 1000 до 1200 метров поразил подкалиберным снарядом башню армянского Т-72.
Компоновка корпуса танка, унаследованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от новых 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Нестабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и, особенно, кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка Т-54 вели своё развитие от танков БТ, прототипом которых послужил танк Кристи М.1931 (по некоторым источникам — М.1940). Введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвескивместо пружинной и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением существенно повысило подвижность танков Т-54 по сравнению с их предшественниками, но не обеспечивало дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты. Однако все возможности модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, а также танки Т-55 и Т-62, созданные на базе танка Т-54 (эти танки до сих пор состоят на вооружении во многих странах мира). В середине 1970 х годов T-54/55 и T-62 были наиболее распространенными типами танков в ВС СССР составляя примерно 85 % всех танков.
Несмотря на быстро выяснившееся недостатки танков Т-54/55, эти машины находились в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом. Как было и в случае с танком Т-34, советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков лишь при крайней необходимости. За счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей предполагалось добиться такого количественного преимущества над противником, которое могло бы превзойти все недостатки Т-54/55.
Т-54/55 в сувенирной и игровой индустрии
Т-54 можно увидеть среди моделей советской техники MMO игры «World of Tanks».
Также, встречается в игре Battlefield: Bad Company 2 Vietnam как основной танк армии Вьетнама. Интересно, что в описании сказано, что Т-54 участвовал во многочисленных сражениях Второй мировой войны, хотя танк был принят на вооружение Советской Армии только в 1946 году. Наиболее часто встречающаяся модель танка в игре Soldiers of Anarchy.
А также в Call of Duty: Black Ops.
При этом отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх далеко от реальности.