Ка-25 |
|
![]() |
|
Тип: |
Корабельный многоцелевой вертолёт |
Разработчик: |
ОКБ «Камов» |
Производитель: |
Авиазавод №99 |
Первый полёт: |
15 августа 1959 |
Главный конструктор: |
Н. И. Камов |
Первый полёт: |
20 июля 1961 года |
Начало эксплуатации: |
2 декабря 1971 год |
Конец эксплуатации: |
1964 |
Статус: |
Снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты: |
СССР, Россия, Украина |
Годы производства: |
1965 — 1973 |
Единиц произведено: |
~460 |
Ка-25 (по кодификации НАТО: Hormone) — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.
Стал первым советским противолодочным вертолётом а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение (первый сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году).
Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года.
На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения.
История создания и производства
История отечественной авиации отмечает ряд летательных аппаратов-долгожителей, представляющих собой сплав совершенства конструкции, надежности и безопасности полетов Это Ан-2, Ил-14, Ми-4, МиГ-21, прославившие своих создателей К их числу, несомненно, относится и Ка-25 фирмы «Камов» Мне, участнику проведения государственных испытаний вертолета Ка-25, представляется важным подробнее рассказать об этой замечательной машине. В канун празднования 300-летия Российского флота уместно вспомнить об одном из интересных этапов создания нашего океанского флота, тесно связанном с развитием отечественного вертолетостроения.
Прежде всего надо сказать, что современные боевые корабли с мощными силовыми установками и разнообразными системами создают такой собственный уровень шумов, который не позволяет надежно обнаруживать шум подводных лодок В то же время уровень шума подводных атомных лодок вследствие специально внедренных конструкторских решений и тактики применения с использованием преимуществ подводного положения оказывается настолько мал что позволяет им побеждать в дуэльных ситуациях с надводными кораблями Дальность действия корабельных РЛС и других радиоэлектронных систем по обнаружению надводных целей ограничены пря мой видимостью из-за естественной кривизны водной поверхности.
Для решения поставленных перед океанским флотом задач потребовались принципиально новые корабли-вертолетоносцы для борьбы с атомными подводными лодками и надводными кораблями противника Как следствие возникла необходимость появления корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, траления мин, выполнения спасательных и других работ Легкий корабельный вертолет Ка-15 уже не мог удовлетворять неизмеримо выросшим требованиям флота.
Создание в ОКБ Н И Камова первого корабельного вертолета Ка-10(1949 г. ), а затем Ка-15 (1953 г) и их адаптация к корабельным условиям базирования показали, что это сложная научно-техническая проблема Учитывая накопленный ОКБ опыт в этой области, Министерство обороны поручило ему разработку и постройку нового вертолета Ка-25, оснащенного необходимым пилотажно-навигационным и поисково-прицельным бортовым оборудованием, а также средствами поражения подводных лодок.
Первый полет корабельный боевой вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 г. Пилотирование осуществлял летчик-испытатель Д К Ефремов Построенные на вертолетном заводе г Улан-Удэ в 1965 г серийные образцы положили начало успешной летной эксплуатации этих машин Таким образом, Ка-25 первый боевой вертолет в нашей стране. Для сведения боевой армейский вертолет Ми-24 появился в 1969 г.
Впервые ОКБ предстояло не только построить и испытать Ка-25 но и обеспечить его совместимость с одновременно создаваемым кораблем-носителем Корабль, в свою очередь, должен был иметь взлетно-посадочную полосу и стоянки командно-диспетчерский пункт управления полетами В межпалубных и трюмных объемах его предусматривалось создание ангаров для вертолетов, отсеков для средств технического обслуживания и горюче-смазочных материалов Требовалось обеспечить комфортное размещение летного и инженерно-технического состава.
Чтобы корабль-вертолетоносец стал действительно эффективной боевой системой, на вертолете предстояло разместить современный многофункциональный комплекс, аналогов которому в то время не существовало Только с его помощью был возможен надежный поиск подводных лодок, обнаружение надводных кораблей на больших удалениях и передача их координат кораблю и береговым базам — при пилотировании вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях над безориентирной водной поверхностью Такой комплекс обеспечивал эффективное применение средств поражения для уничтожения атомных подводных лодок.
Корабельный вертолет должен иметь минимально возможные размеры Этому условию в наибольшей степени отвечает соосная схема, на основе которой проектируются вертолеты с маркой «Ка». Однако для размещения бортового комплекса на одном аппарате-носителе потребовалось бы создание машины больших размеров со взлетной массой около 15000 кг, что вошло бы в явное противоречие с требованиями к габаритам аппарата. Специалисты ОКБ и Министерства обороны смогли найти удачный выход.
Описание конструкции
Двухдвигательный вертолёт с соосным расположением несущих винтов и развитым вертикальным оперением.
Фюзеляж
Фюзеляж Ка-25 выполнен из дюралюминия марки Д16Т толщиной 0,8 мм и функционально раздёлён на две части. Продольный силовой набор передней части вертолёта представлен четырьмя силовыми балками и двумя лонжеронами. Поперечный силовой набор передней части вертолёта образован 18 шпангоутами из которых 7 силовые. Каркас хвостовой балки образован двумя лонжеронами и восемью шпангоутами, к которым крепятся восемнадцать стрингеров. Толщина обшивки хвостовой балки 3 мм. Окна вертолёта изготовлены из оргстекла толщиной 3 мм. Передние окна оборудованы стеклоочистителями и омываются спиртосодержащим раствором для предотвращения обледенения.
Силовая установка
Силовая установка вертолёта представлена двумя газотурбинными двигателями ГТД-3Ф мощностью 900 л.с. разработки Омского моторостроительного КБ. Впоследствии мощность этих двигателей была признана недостаточной, и с 1972 года вертолёты стали оборудоваться двигателями ГТД-3М мощностью 1000 л.с. Двигатели, вместе с гидро- и маслосистемами, редуктором и некоторыми другими агрегатами, размещены в съёмной мотогондоле в верхней части фюзеляжа.
Топливная система
Топливная система вертолёта Ка-25 представлена 8 мягкими топливными баками, расположенными под полом кабины латеральнее бомболюка, топливными насосамиразличного назначения и может быть дополнена двумя дополнительными баками на 200 литров по бокам фюзеляжа. Основные баки сгруппированы попарно. На Ка-25Ц ёмкость баков была увеличена вследствие упразднения бомбоотсека. Ёмкость основных топливных баков на Ка-25ПЛ и Ка-25Ц составляет соответственно 1105 кг и 1705 кг керосина.
Трансмиссия
Трансмиссия вертолёта представлена четырёхступенчатым планетарным редуктором РВ-3Ф или РВ-3М, расположенным в общей с двигателями гондоле в верхней части фюзеляжа. Редуктор отбирает мощность от выходных валов турбин и суммирует их мощность.
Несущая система
Несущая система вертолёта состоит из двух трёхлопастных винтов диаметром 15,74 м, расположенных соосно, и колонки несущих винтов. Верхний винт вращается по часовой стрелке (вид сверху), нижний против. Лопасти длиной 7,085 м имеют хорду 0,37 м и состоят из пустотелого дюралевого лонжерона, к задней кромке которого приклеено 19 хвостовых секций, образующих профиль. Передние кромки лопастей оклеены резиной. Лопасти оборудованы электрической противообледенительной системой, пневматической сигнализацией трещин в лонжеронах, балансировочными и противо-флаттерными грузами. На лопастях верхнего винта расположены контурные огни. Управление углами установки лопастей осуществляется при помощи верхнего и нижнего автоматов перекоса. Для экономии места на палубе или в ангарах корабля возможно складывание лопастей в горизонтальной плоскости (образуют сектор в 22°) при помощи электрической системы или вручную.
Противообледенительная система
Обледенение лопастей несущих винтов в полёте предотвращает электрическая противообледенительная система. Воздухозаборники двигателей обогреваются тёплым воздухом.
Гидравлическая система
Управление ориентацией лопастей винтов, отклонение плоскостей рулей поворота, а также уборка и выпуск шасси (только на Ка-25Ц) осуществляется с помощью гидросистем вертолёта. Гидравлическая система вертолёта представлена двумя независимыми разнесёнными системами, основной АРС-10Б и аварийной АСП-10В. Непосредственное управление ложится на четыре гидроусилителя. Каждая из систем скомпонована в едином блоке, объединяющем все агрегаты и установки в единое целое.
Шасси
Шасси вертолёта четырёхопорное, не убирающееся в полёте (за исключением Ка-25Ц). Колёса основных опор тормозные, передние самоориентирующиеся. База шасси 3,02 м. Колея передних и задних колёс 1,41 м и 3,5 м соответственно. Диаметр и ширина передних и задних колёс 400×150 мм и 600×180 мм соответственно.
Техническим заданием на разработку вертолёта предписывалось осуществление посадки на палубу судна при боковой и килевой качке 10° и 3° соответственно, и ветре до 18 м/с.
Для обеспечения безопасной посадки в таких условиях основные опоры шасси разнесены в стороны и смещены назад для устранения опрокидывания машины на хвост.
Для компенсирования горизонтальных колебаний (посадочная площадка корабля может в сильную качку смещаться на несколько метров по горизонтали) основные стойки присоединяются к фюзеляжу при помощи подвижных ферм, что обеспечивает подвижность шасси в горизонтальной плоскости.
Вертикальная составляющая колебаний посадочной площадки (может смещаться по вертикали со скоростью до 2 м/с) гасится при помощи амортизационной стойки главных опор, состоящих из соединённых последовательно амортизаторов высокого и низкого давления. Амортизатор высокого давления гасит перегрузки, вызванныеударами о палубу при посадке, рулении и взлёте. Амортизатор низкого давления гасит колебания типа «земной резонанс» на взлёте и посадке.
Для обеспечения аварийной посадки на воду на стойки шасси смонтированы многосекционные (2-х секционные передние и 4-х секционные задние) баллонеты, наполняющиеся сжатым воздухом из трёх баллонов в течение шести секунд. Особенность заполнения баллонет заключалась в том, что воздух из баллонов, проходя через эжекторы, засасывал также и забортный воздух таким образом, что баллонеты заполнялись забортным воздухом на 60 и более процентов. Система вполне автономна и не зависит от работы двигателя. Тем не менее, она создавала значительное аэродинамическое сопротивление и весила около 260 кг. В связи с последним обстоятельством, а также невысокой эффективности при «жёсткой» аварийной посадке, баллонеты были демонтированы с вертолётов в 70-х годах.
Электросистема
Источником переменного тока на вертолёте является генератор СГС-40У мощностью 40 кВт, выдающий ток напряжением 208 В. В аварийной ситуации используется преобразователь ПТ-1000ЦС мощностью 1000 Вт, выдающий ток напряжением 36 В. Оба устройства вырабатывают ток с номинальной частотой 400 Гц. Потребителипостоянного тока снабжаются от двух стартер-генераторов СТГ-6М, вырабатывающих ток напряжением 28,5 В и двух аккумуляторных батарей 15-СЦС-45А.
Системы навигации, пилотирования, связи
Навигационное оборудование Ка-25 представлено автоматическим радиокомпасом АРК-9, магнитным компасом КИ-13, высотомером ВД-10, радиовысотомером малых высот РВ-3 и датчиком высоты ДВ-15М. Параметры полёта позволяют отслеживать указатели скорости УС-250, вариометры ВАР-30-МК, авиагоризонты АГК-47-ВК икурсовая система КС-3Б.
Также в распоряжении экипажа имеется центральная гироскопическая вертикаль ЦГВ-5, указатель параметров висения УПВ-2, термометр ТНВ-45 и часы АЧС-1.
Работу пилота облегчает автопилот, который при отсутствии усилий на ручке управления стабилизирует углы крена и тангажа, высоту и курс, а также способен на полуавтоматический режим демпфирования крена, тангажа и высоты в управляемом полёте.
Вертолёт оборудован КВ и УКВ радиостанциями Р-842 «Атлас» и Р-860 «Перо». Последняя обеспечивает устойчивую радиосвязь с командными пунктами и другими вертолётами группы на расстоянии 100 км при высоте полёта 1000 м. В качестве аварийной используется УКВ радиостанция Р-855у «Прибой-1».
Общение членов экипажа между собой происходит при помощи самолётного переговорного усторойства СПУ-7.
В наличии также самолётный магнитофон МС-61 и аэрофотоаппарат А-39, смонтированный в хвостовой балке. Регистрация полётных данных выполняетсябароспидографом К2-715.
Вооружение
Противолодочная модификация (Ка-25ПЛ) может переносить в бомбоотсеке и применять бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг (нормальная торпедно-бомбовая загрузка составляет 650 кг).
Основным торпедным вооружением вертолёта стала торпеда АТ-1 массой 550 кг. Данный тип торпеды способен атаковать подводную лодку на глубине от 20 до 200 м, при скорости последней 25 узлов. Впоследствии вместо АТ-1 стали применять её модификацию АТ-1М.
Бомбовое вооружение вертолёта представлено глубинными противолодочными авиабомбами ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК, способными поразить лодку на глубине до 300 м. Существует возможность применять дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н, расположенные на внешних держателях.
Модификации
-
- Ка-25 (Hormone по классификации НАТО) — базовая модификация, созданная в целях испытания и проверки возможности реализации вертолёта, соответствующего техническому заданию. Впоследствии весь акцент разработчики перенесли на Ка-25ПЛ.
- Ка-25ПЛ (Hormone-А по классификации НАТО) — основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приёмным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной модификации установлен радиоприёмник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В поисковом варианте вертолёт может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси. Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).
-
- Ка-25Ц (Hormone-B по классификации НАТО) — вертолёт целеуказания, призванный действовать в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Данная модификация вертолёта разрабатывалась одновременно с модификацией Ка-25ПЛ, поскольку в процессе разработки единого морского вертолёта оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам. Вертолёт данной модификации совершил первый полёт 21 марта 1962 года. Всего было построено 50 машин данной модификации. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолёт способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км. На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебёдка, позволяющая использовать вертолёт в качестве поисково-спасательного. Проведённые модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время патрулирования.
-
- Ка-25ПС (Hormone-C по классификации НАТО) — поисково-спасательная модификация Ка-25, созданная путём демонтажа оборудования с Ка-25ПЛ и призванная действовать в интересах Министерства обороны. Проектирование машины началось на основании приказа Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 28 июня 1972 года. С машины демонтировано специальное оборудование, но установлена лебёдка грузоподъёмностью 250 кг, оснащённая корзиной для подъёма людей, а также дополнительное осветительное оборудование и приводная радиостанция для пеленгации аварийных радиомаяков.
- Ка-25ПЛФ — модификация Ка-25ПЛ, оснащённая форсированными двигателями.
- Ка-25ПЛЮ — вертолёт для борьбы с подводными лодками при помощи глубинной атомной бомбы 8Ф-59, для размещения которой подвергся переоборудованию бомбоотсек.
- Ка-25ПЛЭ — поисковый вертолёт, полученный путём переоборудования Ка-25ПЛ. Создан на основании постановления от 10 июля 1967 года. Использовался для поиска космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане.
- Ка-25ПЛС — противолодочный вертолёт для использования торпеды ВТТ-1 «Стриж». Создан на основании постановления от 5 августа 1970 года и принят на вооружение в 1976 году. Особенность торпеды «Стриж» заключается в управлении по проводам. На вертолёте оборудована аппаратура передачи данных «Аист-К».
-
- Ка-25ИВ — Ка-25ПЛ, переоборудованный для измерения траекторий и координат падения головных частей баллистических ракет. Построен на основании постановления от 18 июня 1962 года. Всего переоборудовано 6 экземпляров.
- Ка-25Л1 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для проведения гидрологических исследований.
- Ка-25К — модификация Ка-25 для перемещения грузов. На вертолёте упразднена аппаратура военного назначения, а в носовой части фюзеляжа установлена подвесная кабина для оператора погрузки, который в состоянии управлять вертолётом во время погрузочных работ. Машина способна транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 тонн, а внутри фюзеляжа до 1,5 тонн.
- Ка-25М — проект многоцелевого вертолёта на базе Ка-25. Реализован не был.
- Ка-25ЛЗ — модификация Ка-25 для испытания новых типов противолодочных вооружений. Создан на основании постановления от 28 октября 1970 года.
- Ка-25ИСК — модификация Ка-25 для юстировки корабельных радиолокационных станций. Создан на основании постановления от 10 марта 1971 года.
- Ка-25Л2 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для исследований и испытаний опускаемых гидроакустических станций. Создан на основании постановления от 12 мая 1971 года.
- Ка-25БШЗ (БШЗ — буксировщик шнуровых зарядов) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от донных мин посредством буксировки шнуровых зарядов. Создан на основании постановления от 8 мая 1973 года.
- Ка-25Ш — вертолёт огневой поддержки сухопутных сил и морских десантов. Вооружён блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР). Построен на основании решения Министерства Обороны от 21 февраля 1975 года.
- Ка-25РОМБ — модификация Ка-25 для проведения радиотехнической разведки. Построен на основании договора от 1975 года.
- Ка-25БТ (БТ — буксировщик трала) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин путём траления. 12 вертолётов данной модификации принимали участие в международной операции по разминированию Суэцкого залива.
- Ка-25Ф — проект фронтового вертолёта на базе Ка-25, оснащённого лыжным шасси и вооружённого 23-мм пушкой, блоками НАР и ПТУР.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-25ПЛ.
Технические характеристики
-
- Экипаж: 2
- Пассажировместимость: 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров
- Длина:
- Длина фюзеляжа: 9,75 м
- Диаметр несущего винта: 15,74 м
- Диаметр рулевого винта:
- Размах крыла:
- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,76 м
- Высота: 5,37 м
- Площадь, ометаемая несущим винтом:
- База шасси:
- Колея шасси:
- Масса пустого: 4765 кг
- Нормальная взлётная масса: 6970 кг
- Максимальная взлётная масса: 7140 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг
- Силовая установка: 2 × турбовальных ГТД-3Ф
- Мощность двигателей: 2 × 900 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме:
- на крейсерском режиме: 738 л. с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 220 км/ч
- Крейсерская скорость: 185 км/ч
- Боевой радиус: 200 км
- Практическая дальность: 450 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 4000 м
- Статический потолок: 600 м
- Динамический потолок: 4500 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка:
Вооружение
- Боевая нагрузка: 1100 кг
- Основное вооружение:
- Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н
- Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М
Боевое применение
- Международная операция по очистке Суэцкого канала — в 1974 году 12 советских Ка-25БТ разминировали Суэцкий канал после Войны Судного дня, выполнив 188 вылетов.
- Гражданская война в Ливане (1975—1990)
- Югославские войны (1991—2001)
На вооружении
СССР — находился на вооружении вплоть до развала страны в 1991 году
Россия — Ка-25Ц находился на вооружении до середины 1990-х годов
Украина — после раздела Черноморского флота в 1997 году Украине досталось 28 Ка-25 (18 Ка-25ПЛ, 2 Ка-25БШЗ, 2 Ка-25Ц, 3 Ка-25ПН и 3 Ка-25У)
Болгария — 4 Ка-25 были поставлены с 1984 по 1991 год
Вьетнам — 17 Ка-25 поставлены с 1979 по 1984 год
Югославия — 12 Ка-25 поставлены в 1975 году
Индия — 7 Ка-25 поставлены в 1980 году
Сирия — 9 Ка-25 поставлены в 1974 году