Ка-52 |
|
Тип: |
Ударный вертолёт |
Разработчик: |
ОАО «Камов» |
Производитель: |
ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина |
Главный конструктор: |
Григорий Кузнецов |
Первый полёт: |
Макет: 25 июня 1997 года |
Начало эксплуатации: |
Ноябрь 2011 года |
Статус: |
Производится, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: |
ВВС России |
Годы производства: |
с 2008 |
Стоимость единицы: |
857,142 млн рублей |
Базовая модель: |
Ка-50 |
Ка-52 (изделие «806», по классификации НАТО — Hokum B, также известен как «Аллигатор») — российский боевой вертолёт. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».
До отказа от серийного производства Ка-50 — командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
История создания
25 июня 1997 года состоялся первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).
27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.
29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.
Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.
В 2011 году завершены ГСИ вертолёта
В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)
23 октября 2012 года успешно завершены ГСИ оптиколокационной станции.
История производства
2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)
2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.
2010 год — построено 12 Ка-52
В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны
20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».
26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.
2011 год — поставлено 9 Ка-52. На последних четырёх вертолётах впервые была установлена БРЛС «Арбалет».
31 августа 2011 года — подписан контракт между Вертолёты России и Оборонпром на производство и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт.
В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.
7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов сообщил о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».
За 2012 год изготовлено 21 вертолёт с поставкой 5 (бортовые 01, 02, 21, 22, 23 жёлтый в Черниговку) и 16 в Кореновск (бортовые 41-56 красный) со сборкой в Ростове и передачей в течение весны 2013 года.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.
Источник данных:
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
- Длина: 16,0 м
- Длина фюзеляжа: 14,2 м
- Диаметр несущего винта: 14,5 м
- Диаметр рулевого винта:
- Размах крыла: 7,3 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота:
- Площадь, ометаемая несущим винтом:
- База шасси:
- Колея шасси:
- Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
- Силовая установка: 2 ? турбовальных ВК-2500 производства «Мотор Сич» или производства «ОАО «Климов»»
- Мощность двигателей: 2 ? 2400 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
- на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Практическая дальность: 460 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 1110 км
- Статический потолок: 3900 м
- Динамический потолок: 5500 м
- Скороподъёмность: 10 м/с
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 ? 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
- Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
- Боевая нагрузка: 2000 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР «Вихрь» или «Атака»(с лазерной системой наведения )
- ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах); Р-73
- Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 130-мм (4 х 5 шт.)
- Дополнительное вооружение: 4 х 23-мм пушки в контейнерах УПК–23–250 (боезапас — 500 снарядов)
Вооружение
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерно-лучевой системой управления, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.
Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолётов фронтовой авиации,ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В настоящее время ПТРК «Вихрь» снят с производства (штурмовики Су-25ТМ/Су-39 развития не получили, их производство не ведётся). В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.
Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.
Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).
Модификации
- Ка-52 — базовая версия
- Ка-52К — морская версия Ка-52. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усиление стоек шасси. В сентябре 2011 года вБаренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52 (прототип, б/н 061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу большого противолодочного корабля. Корабельная версия Ка-52 станет основной ударной силой как вертолётоносцев типа «Мистраль» (которые к 2014 году должны поступить на вооружение российского флота), так и других кораблей Военно-морского флота России. Первые серийные образцы ожидаются в 2013 году.
Происшествия
12 марта 2012 года в 21:05, вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой службой спустя 10 часов после аварии (всего в 10-ти км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10)). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.
На вооружении
Россия
- Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — 8 Ка-52, по состоянию на июль 2012 года.
- В декабре 2010 года были переданы для испытаний первые четыре серийные Ка-52.
- 8 февраля 2011 года передана партия из четырёх Ка-52.
- Декабрь 2011 года — поставлены ещё 5 Ка-52 (б/н 91, 96-99) — из них четыре окрашены по новой схеме (с основным серым цветом).
- 575-ая авиабаза армейской авиации (с. Черниговка) — 12 Ка-52, по состоянию на 2011 год.+5 поставлены в 2012 году
- 393-ая авиабаза армейской авиации (Кореновск) — 12 Ка-52, по состоянию на март 2013 года и 4 планируется к передаче в апреле.
Изображения
Ка-52 на выставке «100 лет ВВС России»:
Двигатель ВК-2500П/ПС для Ка-52:
Ка-52 на МАКС-2009:
Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов |
||||||
Страна и название вертолета |
Ми-28Н |
Ка-52 |
AH-64D Apache Longbow (Block III) |
Bell AH-1Z Viper |
||
Внешний вид |
||||||
Год принятия на вооружение |
2009 |
2011 |
2011 |
2011 |
||
Масс пустого, кг |
8095 |
7800 |
5165 |
5580 |
||
Масса топлива, кг |
1500 |
1500 |
1100 |
н/д |
||
Масса боевой нагрузки, кг |
2300 |
2800 |
н/д |
н/д |
||
Встроенная пушка |
1 x 30-мм 2А42 |
1 x 30-мм 2А42 |
1 x 30-мм M230 |
3 x 20-мм M197 |
||
Точки подвески |
4 |
6 |
4 |
6 |
||
Максимальная взлётная масса, кг |
12 000 |
10 800 |
10 400 |
8390 |
||
Силовая установка |
2 ? «Мотор Сич»ВК-2500-02 |
2 ? «Мотор Сич»ВК-2500 |
2 ? General Electric T700-GE-701D |
2 ? General Electric T700-GE-401C |
||
Мощность двигателя, л. с. |
2 х 2200 |
2 х 2400 |
2 х 2000 |
2 х 1800 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
300 |
310 |
265 |
300 |
||
Практическая дальность (без ПТБ), км |
450 |
520 |
480 |
680 |
||
Практический потолок, м |
5000 |
5500 |
5900 |
6100 |
||
Скороподъёмность, м/с |
13,6 |
10,0 |
12,3 |
14,2 |
||
Стоимость, млн USD |
~8,0 |
~27,0 |
52,0-61,0 |
27,0-31,0 |
||
Страна и название вертолета |
Augusta Westland T129 |
Eurocopter Tiger |
Denel AH-2 Rooivalk |
Kawasaki OH-1 Ninja |
||
Внешний вид |
||||||
Год принятия на вооружение |
2012 |
2003 |
1999 |
2000 |
||
Масс пустого, кг |
2530 |
3060 |
5730 |
2450 |
||
Масса топлива, кг |
н/д |
1100 |
1470 |
н/д |
||
Масса боевой нагрузки, кг |
1200 |
н/д |
1560 |
н/д |
||
Встроенная пушка |
3 x 20-мм 197B |
1 x 30-мм GIAT 30 |
1 ? 20-мм F2 |
— |
||
Точки подвески |
4 |
4 |
6 |
4 |
||
Максимальная взлётная масса, кг |
5000 |
6600 |
8750 |
4000 |
||
Силовая установка |
2 ? LHTEC CTS800-4A |
2 ? Rolls-Royce MTR390-E |
2 ? Turbomeca Makila 1K2 |
2 ? Mitsubishi TS1-10QT |
||
Мощность двигателя, л. с. |
2 х 1360 |
2 х 1464 |
2 x 1500 |
2 x 890 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
290 |
280 |
280 |
||
Практическая дальность (без ПТБ), км |
550 |
740 |
700 |
550 |
||
Практический потолок, м |
6000 |
4000 |
6100 |
н/д |
||
Скороподъёмность, м/с |
11,3 |
14,0 |
13,3 |
н/д |
||
Стоимость, млн USD |
43,0-53,0 |
39,0 |
~40,0 |
н/д |
||
Страна и название вертолета |
Harbin Z-19 |
CAIC WZ-10 |
HAL LCH |
HESA Shahed 285 |
||
Внешний вид |
||||||
Год принятия на вооружение |
— |
2011 |
2013 (план) |
н/д |
||
Масс пустого, кг |
2350 |
5400 |
3000 |
820 |
||
Масса топлива, кг |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
||
Масса боевой нагрузки, кг |
н/д |
1500 |
н/д |
н/д |
||
Встроенная пушка |
1 ? 23-мм |
1 ? 23-мм |
1 ? 20-мм |
1 ? 7,62-мм |
||
Точки подвески |
4 |
4 |
4 |
2 |
||
Максимальная взлётная масса, кг |
4500 |
7500 |
5500 |
1450 |
||
Силовая установка |
2 ? WZ-8A |
2 ? Pratt & Whitney Canada PT6C-67C |
2 ? HAL/Turbomeca Shakti |
1 ? Allison 250-C20J |
||
Мощность двигателя, л. с. |
2 x 850 |
2 x 1530 |
2 x 1200 |
1 x 420 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
245 |
н/д |
275 |
225 |
||
Практическая дальность (без ПТБ), км |
700 |
н/д |
700 |
800 |
||
Практический потолок, м |
4900 |
н/д |
6000 |
4150 |
||
Скороподъёмность, м/с |
9,0 |
н/д |
12,0 |
7,0 |
||
Стоимость, млн USD |
н/д |
н/д |
~22,0 |
н/д |