5 Популярных статей

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году.

Создан:

Т-14 «Армата» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — российский основной танк, и средний танк по массе.

Создан:

«Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

С-300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Ми-26

Ми-26

Ми-26 на МАКС-2009

Тип:

Транспортно-десантный вертолёт

Разработчик:

ОКБ М. Л. Миля.

Производитель:

Роствертол

Первый полёт:

14 декабря 1977 года

Статус:

В производстве, эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Казахстана, ВВС Украины, ВВС Беларуси

Годы производства:

С 1980

Единиц произведено:

310

Стоимость единицы:

$20-25 млн (на 2011 год)

Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский/российский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.

История создания и производства

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.

Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.

Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.

Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО «Роствертол»), двигателя Д-136 — на Запорожском ПО «Моторостроитель» (сегодня АО «Мотор Cич», главный конструктор Ф.М. Муравченко).

Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.

В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 — 01-03), вторая — пять (№№02-01 — 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).

Назначение


Транспортно-десантный вертолёт Ми-26

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения спасательных работ.

Способен перевозить груз массой до 20 т на расстояние до 400 км на высоте более 1 500 м.

Конструктивные особенности

Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси.

Фюзеляж


Транспортно-десантный вертолёт Ми-26

Фюзеляж полумонококковой конструкции выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым — штурман-радиооператор, между летчиками на откидном сиденье может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена отдельная кабина для четырех пассажиров.

В центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина. Она оснащена механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов по полу кабины, который оборудован рольгангами и крюками для крепления грузов. Кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками.

Хвостовая балка с плоской нижней поверхностью для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регулируемым на стоянке стабилизатором.


Транспортно-десантный вертолёт Ми-26

Несущий винт восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы имеют усовершенствованные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокоррозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с.

Рулевой винт

Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы из стеклопластика.

Шасси

Шасси неубирающееся трехопорное, со сдвоенными основными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120х450 мм отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.

Силовая установка


ОКБ им. Миля Ми-26

Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке).

Двигатели Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).

Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02м, масса 3640 кг.

Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.

Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.

Оборудование


Кабина Ми-26М

Оборудование. Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036.

Пилотажный комплекс ПКВ-26-1 включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему траекторного управления, систему директорного управления, систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.

Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-863 и Р-828, связную KB радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8, бортовую телевизионную аппаратуру БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-УЗ», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.

Описание конструкции

Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. С двумя двигателями мощностью 11 400 л.с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00 × 3,25 × (2,95-3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку.

В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций.

На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (в США фирмой Sikorsky производится аналогичный по задачам, в полтора раза уступающий Ми-26 в грузоподъёмности, CH-53E Super Stallion).

Тактико-технические характеристики


Грузовая кабина Ми-26

Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.

Технические характеристики

  • Экипаж: 5 (2 у Ми-26Т2)
  • Пассажировместимость: 85 солдат или 70 десантников с полным снаряжением или 60 носилок для раненых и три места для сопровождающих медработников
  • Грузоподъёмность: 20 000 кг
  • Длина: 40,02 м
  • Длина фюзеляжа: 33,74 м
  • Диаметр несущего винта: 32,0 м
  • Диаметр рулевого винта: 7,61 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа:
  • Высота:
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 804,25 м²
  • База шасси:
  • Колея шасси: 5,0 м
  • Масса пустого: 28 200 кг
  • Нормальная взлётная масса: 49 600 кг
  • Максимальная взлётная масса: 56 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках:
  • Объём топливных баков: 12 000 л (14 800 л в четырех ПТБ или 4780 л в двух ПТБ)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136
  • Мощность двигателей: 2 × 11 400 л. с. (взлётная)

Лётные характеристики


Двигатель «Мотор Сич» Д-136

  • Максимальная скорость: 295 км/ч
  • Крейсерская скорость: 265 км/ч
  • Практическая дальность: 800 км
  • Перегоночная дальность: 2350 км (с четырьмя ПТБ)
  • Продолжительность полёта:
    • с максимальным запасом топлива:
  • Практический потолок: 6500 м
  • Статический потолок: 1520 м
  • Динамический потолок: 4600 м
  • Скороподъёмность:
  • Вертикальная скороподъёмность:

Модификации


Ми-26 эвакуирует Чинук

  • В-29 — прототип
  • Ми-26 — военный транспортный вариант
  • Ми-26А — улучшенный вариант
  • Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
  • Ми-26MS — медицинский вариант
  • Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
  • Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
  • Ми-26ПК — «летающий кран»
  • Ми-26T — гражданский транспортный вариант
  • Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
  • Ми-26TC — грузовой вариант
  • Ми-26ТМ — «летающий кран»
  • Ми-26ТП — пожарный вариант
  • Ми-26ПП — постановщик помех
  • Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
  • Ми-26ТЗ — топливозаправщик
  • Ми-27 — воздушный пункт управления

Ми-27

В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.

Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.

Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.

Применение


Грузовая кабина Ми-26

  • Афганская война
  • Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
  • Гражданская война в Анголе
  • Карабахская война
  • Первая чеченская война
  • Вторая чеченская война

Первое боевое применение Ми-26 прошли в 1984-ом году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР дислоцированного в г.Душанбе.

В 1988-ом была проведена первая уникальная операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию проводил Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37

27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.

Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.

Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.

Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.

Авиапроисшествия и катастрофы

  • Катастрофа с Ми-26 19 августа 2002 в Чечне стала крупнейшей по числу жертв в истории военной авиации СССР/России и крупнейшей катастрофой вертолёта в истории мировой авиации. Он был сбит чеченскими боевиками под Ханкалой ракетой из ПЗРК «Игла-1М». Тогда погибло 127 человек.

Авиапроисшествия и катастрофы

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы/Проишествия

Погибло/всего на борту

Краткое описание

26.01.1983

н/д

близ Торжка

6/6

Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте

18.10.1985

н/д

пгт. МосковскийТаджикистан

1/н.д.

Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта

24.06.1987

51

близ Кутаиси

1+17/18

Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта

11.12.1987

н/д

близ аэродрома города Кварели

3/6

Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта

14.05.1989

06003

близ Лабытнанги

0/н.д.

Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки.

1989

72

аэродром Телави

0/н.д.

Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую

13.12.1989

н/д

близ Ростова

5/5

Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский»

20.03.1990

06024

близ Киренска

9/9

Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта

18.08.1990

06023

Тюменская область

5/5

Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза

15.07.1991

н/д

близ Чирчика

0/н.д.

Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе

03.03.1992

н/д

близ села Сейдиляр

12/50

Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК

12.05.1992

н/д

близ села Вазашен

8/8

Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м.

27.02.1993

06193

аэропорт Steung Treng

0/14

Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН

15.10.1993

06043

близ Нефтеюганска

0/н.д.

Разбился

19.10.1995

95 красный

близ мыса Неупокоевка островаБольшевик

8/18

Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт

19.10.1996

н/д

округ Капит

1/2

Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске

18.08.1997

н/д

близ города Ключи

0/7

Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта

25.09.1999

н/д

близ Ботлиха

0/н.д.

Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов

20.03.2000

н/д

округ Капит

2/5

Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины

21.02.2001

н/д

близ аэродромаМарково

0/н.д.

Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе

01.12.2001

92 красный

близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края

2/18

Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км

19.08.2002

89 красный

близ Ханкалы

127/152

Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле.

03.05.2003

06075

близ Читы

12/12

Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт.

02.12.2006

29112

близ Кандагара

8/8

Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях.

14.07.2009

ER-MCV

Гильменд

1+6/6

При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета.

14.12.2010

Z3076/D

аэродромСатвари

0/8

Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта.

20.12.2011

06121

близ Тайлаково

1/6

При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел.

05.06.2012

н/д

в 200 км от Сургута

0/5

Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта.

Эксплуатанты


Ми-26 ВВС России на МАКС-2009

    • Флаг России Россия — 129
      • ВВС России 38 на вооружении , по состоянию на 2013 год, 61 на хранении, до 2015 поступит 22 вертолета.
      • ЮТэйр 23 Ми-26Т эксплуатируются авиакомпанией, 7 Ми-26Т эксплуатируются авиакомпанией «Вертикаль-Т».
    • Флаг Белоруссии Беларусь — 14
    • Флаг венесуэлы Венесуэла — 2 Ми-26Т2
    • Флаг Индии Индия — 4
    • Флаг Казахстана Казахстан — 24. Из них 2 — единственные экземпляры в мире, переоборудованные под топливозаправщики бронетехники и автомобильной техники в полевых условиях. Переоборудование происходило на Московском вертолётном заводе.


Ми-26 ВВС России: вид сзади

  • Флаг Камбоджи Камбоджа — 2
  • Флаг Китая Китай — 4
  • Флаг КНДР КНДР — 2
  • Флаг Лаос Лаос — 1
  • Флаг МексикиМексика — 1
  • Флаг Перу Перу — 1
  • Флаг Узбекистана Узбекистан — 1
  • Флаг Украины Украина — 10

Бывшие эксплуатанты

  • Флаг Молдавии Молдавия
Просмотров: 9 319
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

Ла-160 "Стрелка" (по классификации НАТО — Type 6) — первый реактивный истребитель со стреловидным крылом созданный ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина.

Создан:

БМП-2 (Индекс ГБТУ — Объект 675) — советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

МС-1 — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000».

Создан:

Ту-142 (по классификации НАТО — Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт. Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

6 ПОСЛЕДНИХ СТАТЕЙ

Комментарии

Статей

110

Комментариев

7

Зарегестрировалось

1
Оглавление