МиГ-35 |
|
![]() |
|
Тип: |
Легкий фронтовой истребитель |
Разработчик: |
РСК «МиГ» |
Производитель: |
«Сокол» |
Главный конструктор: |
Николай Николаевич Бунтин |
Начало эксплуатации: |
2013 года |
Статус: |
Испытания (на 2012 год) |
Основные эксплуатанты: |
Вооруженные силы Российской Федерации: ВВС России, ВМФ России |
Единиц произведено: |
3 прототипа (на 2009 год) |
Стоимость единицы: |
~1,35 млрд рублей |
Базовая модель: |
МиГ-29М |
МиГ-35 (по кодификации НАТО — Fulcrum-F) — многоцелевой российский истребитель поколения «4++», созданный на базе МиГ-29М.
Имеет две модификации — одноместную МиГ-35 и двухместную МиГ-35Д. Впервые истребитель был представлен публике на международном авиасалоне «Аэро Индия-2007», а позднее — на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007.
История
Выкатка самолёта Миг-35 состоялась 9 января 2007 года в присутствии Заместителя Председателя Правительства России, Министра обороны Сергея Иванова и Главнокомандующего ВВС России генерала армии Владимира Михайлова.
Особенности
Одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д представляют собой дальнейшее развитие боевых самолётовМиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования.
Основные отличия МиГ-35/МиГ-35Д:
- интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
- возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
- повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны;
- интегрированная РЛС Жук-А. Активная фазированная антенная решётка «Жук-А» позволяет увеличить дальность обнаружения целей, параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие. Это значительно увеличивает его боевые возможности и приближает его к Истребителям пятого поколения
Сообщается, что БРЛС данного типа (устанавливаемые на предполагающиеся к экспорту МиГ-35, в частности, в Индию) позволяет обнаруживать цели с ЭПР равной 5 м² на дальности 148 км, сопровождать 30 и одновременно атаковать восемь целей. При работе по надводным целям типа эсминец дальность обнаружения составляет 250 км, по целям типа ракетный катер — 150 км.
В 2010 году начато серийное производство БРЛС «Жук-А». Планируется производить 10 таких изделий за год. В дальнейшем, предполагается устанавливать их также наМиГ-29СМТ и МиГ-29К/КУБ.
Силовая установка МиГ-35 состоит из двух ТРДДФ РД-33МК, оборудованных бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Благодаря использованию современных материалов удалось увеличить максимальную тягу до 8800 кгс. Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надёжностью и ресурсом.
Производство
В 2009 году планировалось начало поставок МиГ-35 российским военно-воздушным силам в течение ближайших трёх лет.
МиГ-35 участвовал в тендере на поставку ВВС Индии 126 боевых самолётов. На первом этапе испытаний лучшие результаты продемонстрировал именно МиГ-35: остальные участники тендера столкнулись с проблемами запуска двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.
Однако, вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, индийские ВВС обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолётов. В итоге финалистами тендера военное ведомство выбрало европейский истребитель Typhoon и французский Rafale Официальной причиной неудачи МиГ-35 на конкурсе были неудовлетворительные показатели по 14 пунктам, в частности продемонстрированные радиолокационной станцией «Жук-МАЭ» и двигателями РД-33МК.
4 мая 2012 года президент Казахстана Н. А. Назарбаев высказал интерес к истребителю МиГ-35.
Командующий войсками ВВС и ПВО Южного военного округа заявил о возможности закупки МиГ-35 для командования ВВС и ПВО в ближайшие годы. Время сборки одного самолёта — 9 месяцев.
Экземпляры МиГ-35
- Самолет-демонстратор МиГ-35Д, б/н 154. Переоборудован из опытного МиГ-29М2 в начале 2007 г. (до 2002 г. МиГ-29М «Изделие 9-15/4», б/2 154 «синий», с/н 296.09.05554).
- Опытный экземпляр МиГ-35 «Изделие 9-61», б/н 961. Изготовлен на базе планера серийного МиГ-29К (9-41) летом 2009 г. Весной 2012 года, для проведения испытаний легкого авианосца «Викрамадитья», был переоборудован в МиГ-29КУБ, получив б/н 204.
- Опытный экземпляр МиГ-35Д «Изделие 9-67», б/н 967. Переоборудован из опытного МиГ-29КУБ («Изделие 9-47», б/н 947 «синий», с/н 0111) летом 2009 г. В 2010 переоборудован обратно в МиГ-29КУБ, получил прежний б/н 947. 23 июня 2011 года, потерпел катастрофу под Ахтубинском, в Астраханской области. Пилотировавшие машину Олег Спичка и Александр Кружалин погибли.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)
- Длина: 17,3 м
- Размах крыла: 11,99 м
- Высота: 4,73 м
- Площадь крыла: 42 м²
- Масса:
- пустого: 11000 кг
- нормальная взлётная: 17500 кг
- максимальная взлетная: 23500 кг
- топлива: 4800 кг
- Двигатели: 2 × ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
- Тяга:
- максимальная: 2 × 5400 кгс
- на форсаже: 2 × 9000 кгс
- Углы отклонения вектора тяги: ±15° в вертикальной плоскости, ±8° в любом направлении
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- Масса двигателя: 1055 кг
- Тяга:
- ЭПР: <1 м² (без внешних подвесок)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на высоте: 2400 км/ч (М=2,25)
- Практическая дальность:
- без ПТБ: 2000 км
- с ПТБ: 3000 км
- Продолжительность полёта: 2,2 ч
- Практический потолок: 17500 м
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,03
- при максимальной взлётной массе: 0,77
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 468 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 618 кг/м²
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9 g
Вооружение
- Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка: 6500 кг
- Вооружение:
- УРВВ:
- малой дальности: Р-73
- средней дальности: Р-27 и РВВ-АЕ
- Противокорабельные: Х-31А и Х-35
- Противорадиолокационные: Х-31П
- УРВП: Х-25, Х-29, НАР
- Свободнопадающие и корректируемые бомбы, авиационные мины.
- УРВВ:
Авионика
- Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Жук-А:
- Диаметр АФАР: 688 мм (500 мм на экспортных)
- Количество ППМ: 1016 (680 на экспортных)
- Масса: около 280 кг (240 кг на экспортных)
- Объем: 0,275 м³
- Максимальная дальность обнаружения:
- аэродинамической цели: до 200 км (до 148 км на экспортных)
- наземной цели: до 60 км
Участие МиГ-35 в индийском тендере MMRCA
Сравнительные характеристики самолётов принимавших участие в индийском тендере MMRCA |
|||
Название |
Dassault Rafale |
Eurofighter Typhoon |
F-16IN Super Viper |
Внешний вид |
![]() |
![]() |
![]() |
Страна |
Франция |
Германия, Италия, Испания, Великобритания |
США |
Производитель |
Dassault Aviation |
Eurofighter GmbH |
Lockheed Martin |
Длина |
15,27 м |
15,96 м |
15,03 м |
Размах крыла |
10,80 м |
10,95 м |
10,00 м |
Площадь крыла |
45,7 м² |
50,0 м² |
27,9 м² |
Масса пустого |
9 500 кг |
11 000 кг |
9 979 кг |
Масса топлива (без ПТБ) |
4 700 кг |
4 996 кг |
3 265 кг |
Боевая нагрузка |
9 500 кг |
7 500 кг |
7 800 кг |
Точки подвески |
14 |
13 |
11 |
Максимальная взлётная масса |
24 500 кг |
23 500 кг |
21 800 кг |
Двигатель |
2 × Snecma M88 |
2 × Eurojet EJ200 |
1 × GE F110-132 |
Максимальная тяга |
2 × 50,0 кН |
2 × 60,0 кН |
1 × 84,0 кН |
Максимальная тяга нафорсаже |
2 × 75,0 кН |
2 × 90,0 кН |
1 × 144,0 кН |
Макс. скорость на высоте |
1,8+ Маха |
2,0 Маха |
2,0 Маха |
Боевой радиус |
1 800 км |
1 390 км |
550 км |
Практический потолок |
17 000 м |
19 812 м |
18 000 м |
Скороподъёмность |
305 м/с |
315 м/с |
254 м/с |
Тяговооружённость |
1,13 |
1,18 |
1,10 |
Управляемый вектор тяги |
нет |
есть |
нет |
БРЛС АФАР |
есть |
нет |
есть |
Стоимость (2011 год) |
$85 — 124 млн |
$120 млн |
$50,0 млн |
Название |
F/A-18E/F Super Hornet |
JAS 39 NG(IN)] |
МиГ-35 |
Внешний вид |
![]() |
![]() |
![]() |
Страна |
США |
Швеция |
Россия |
Производитель |
Boeing Defense, Space & Security |
Saab AB |
РСК „МиГ“ |
Длина |
18,31 м |
14,10 м |
17,30 м |
Размах крыла |
13,62 м |
8,40 м |
12,00 м |
Площадь крыла |
46,5 м² |
30,0 м² |
38,0 м² |
Масса пустого |
14 552 кг |
7 100 кг |
11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) |
6 780 кг |
3 360 кг |
4 800 кг |
Боевая нагрузка |
8 050 кг |
5 300 кг |
6 500 кг |
Точки подвески |
11 |
10 |
10 |
Максимальная взлётная масса |
29 937 кг |
14 300 кг |
29 000 кг |
Двигатель |
2 × GE F414-400 |
1 × GE F414G |
2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга |
2 × 62,3 кН |
1 × 62,3 кН |
2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга нафорсаже |
2 × 98,0 кН |
1 × 98,0 кН |
2 × 88,3 кН |
Макс. скорость на высоте |
1,8 Маха |
2,0 Маха |
2,25 Маха |
Боевой радиус |
722 км |
1 300 км |
1 000 км |
Практический потолок |
15 000 м |
15 240 м |
17 500 м |
Скороподъёмность |
228 м/с |
н/д |
330 м/с |
Тяговооружённость |
0,93 |
1,18 |
1,10 |
Управляемый вектор тяги |
нет |
нет |
есть |
БРЛС с АФАР |
есть |
нет |
есть |
Стоимость (2011 год) |
$55,0 млн |
$48,0 млн |
~$45,0 млн |