5 Популярных статей

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году.

Создан:

Т-14 «Армата» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — российский основной танк, и средний танк по массе.

Создан:

«Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

С-300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Як-23

Як-23

Истребитель Як-23

Тип:

Истребитель

Разработчик:

ОКБ-115

Производитель:

Завод №31 (Тбилиси)

Главный конструктор:

А. С. Яковлев

Первый полёт:

8 июля 1947

Начало эксплуатации:

1949

Конец эксплуатации:

В конце 1950х

Статус:

Снят с эксплуатации

Основные эксплуатанты:

СССР

Годы производства:

1949 – 1950

Единиц произведено:

313

Базовая модель:

Як-17

Як-23 (по классификации НАТО — Flora, первоначально Type 28) — ранний реактивный истребитель ОКБ Яковлева. Совершил первый полёт в июле 1947 года. С 1949 года в СССР выпущено 310 самолётов. Самолёты Як-23 непродолжительное время стояли на вооружении в СССР, а также в странах Восточной Европы.

История создания

Разработка

Новый этап в развитии отечественного авиастроения наступил с закупкой в Англии ТРД Роллс-ройс Dervent V и Nine.

11 марта 1947 Совет Министров СССР выпустил постановление, по которому нескольким ОКБ поручалось разработать под эти двигатели новые реактивные истребители. В частности, на ОКБ Яковлева возлагалась разработка истребителя с прямым крылом и двигателем Дервент V. Яковлев принял решение начать разработку сразу двух истребителей, Як-25 (первый с этим обозначением) классической фюзеляжной схемы, являвшийся развитием экспериментального истребителя Як-19 и, в инициативном порядке, Як-23 — «реданной схемы».

В отличие от своих предшественников Як-15 и Як-17, конструкция которых базировалась на Як-3, Як-23 был создан заново, с учетом опыта накопленного при их разработке. На самолёте было применено крыло с ламинизированным профилем и щелевыми закрылками типа ЦАГИ. Вооружение состоящее из двух пушек НР-23(первоначально планировалось установить пушки Ш-3-23, но те не выдержали госиспытаний), располагалось в нижней части фюзеляжа, под двигателем.

В июне 1947 года, была завершена сборка первой опытной машины с бортовым номером 52 (желтый). На самолёте стоял импортный двигатель Дервент V. 8 июля самолёт, пилотируемый лётчиком-испытателем М. И. Ивановым, впервые поднялся в воздух, а 3 августа был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино.

Испытания

11 ноября 1947 года второй Як-23 передали в ГК НИИ ВВС на госиспытания. В Акте по результатам отмечалось, что истребитель превосходит по лётным данным характеристикам МиГ-9 и Су-9 (первый с этим обозначением). Скоростные характеристики были хоть выше чем у МиГ-9 — 925 км/ч у земли и 910 км/ч на высоте 5000 м — но при этом на 35 км/ч и 40 км/ч ниже ожидаемых. Это было связано с превышением массы самолёта на 65 кг (планировалось 2900 кг) и меньшей, по сравнению с формуляром, тяги двигателя. Время и радиус виража на высоте 5000 м составляли 28 секунд и 750 м. С другой стороны Як-23 не имел воздушных тормозов, что ограничивало его маневренность, дальность радиосвязи с землёй была недостаточной, а кабина негерметичной.

В ходе госиспытаний, на Як-23 было проведено два учебных боя с реактивным бомбардировщиком Ту-12, которые показали, что истребитель способен успешно бороться с современным ударными самолётами.

Хотя было известно, что двигатель отечественного производства РД-500 несколько уступает по тяге Дервенту и Як-23 с РД-500 будет иметь худшие характеристики по сравнению с полученными на опытной машине, по результатам госиспытаний Як-23 был рекомендован к принятию на вооружение.

Катастрофа 14 июля 1948


Прототип Як-23

Второй прототип был потерян во время генеральной репетиции очередного авиационного парада в Тушино. В ходе репетиции истребители на небольшой высоте, один за другим проходили мимо главной трибуны, в то время как значительно выше них летели бомбардировщики и транспортные самолёты. Внезапно, у Як-23 разрушилось крыло и самолёт начал падать, вращаясь вокруг своей оси. Фонарь кабины сорвался, и выброшенный из кабины лётчик-испытатель М. И. Иванов погиб при ударе о землю.

Расследование катастрофы показало, что она произошла вследствие невероятного стечения обстоятельств. У летевшего среди других бомбардировщиков Ту-14, который следовал выше, впереди и в стороне от Як-23, оторвался весовой балансир руля и, пролетев по весьма запутанной траектории значительное расстояние, врезался точно в крыло истребителя.

Серийное производство

МАП затянул почти на год с решением о запуске Як-23 в серию. Причин этому было несколько: на истребителе отсутствовали воздушные тормоза, гермокабина, к тому же он уступал по основным лётным данным, не только самолётам И-310 и «174» (будущим МиГ-15 и Ла-15), но и Як-25, который разрабатывался параллельно с ним.

Первоначально Як-23 пытались внедрить в производство на Новосибирском заводе № 153, однако безуспешно. В феврале 1949 года осваивать Як-23 начали на выпускавшем ранее Як-17 заводе № 31 в Тбилиси. Но к середине года, в связи с попыткой запуска в серию МиГ-15 на этом заводе, темпы освоения Як-23 замедлились, и первые машины появились только в октябре. Всего, до окончания производства в марте 1951 года было выпущено 313 серийных Як-23.

Модификации


Единственный сохранившийся экземпляр Як-23УТИ в Музее техники Вадима Задорожного

  • Як-23: Серийный истребитель.
  • Як-23УТИ: Двухместный учебно-тренировочный вариант.
  • Jak-23DC: Двухместный учебно-тренеровочный румынский вариант. Из истребителей Як-23 было переделано 4 экземпляра.

Эксплуатация

Войсковые испытания

В марте лётчики 382-м истребительного авиаполка, 42-й истребительной авиадивизии дислоцировавшегося на аэродроме Ханкала неподалёку от Грозного, приступили переучиванию на Як-23. К моменту начала войсковых испытаний, 1 апреля 1950 года, лётчики полка имели налёт на этом типа истребителя от получаса до полутора часов. Хуже ситуация обстояла с техническим персоналом, обучение техников завершилось только в августе, к концу испытаний.

В испытания приняло участие 20 машин первой серии, на которых к 9 сентября было выполнено 2176 полётов, общей продолжительностью 990 часов 39 минут. Из них ночью 34 полёта, общей продолжительностью 22 часа 14 минут.

Лётный состав полка оценил истребители следующим образом:


Кокпит Як-23УТИ

  • Самолёт оказался доступным в пилотировании для лётчиков средней квалификации.
  • Для эксплуатации Як-23 не требовались крупные аэродромы, с длинной взлётно-посадочной полосой.
  • Истребитель был в достаточной мере устойчив относительно всех трёх осей.
  • При достижении скорости М=0,81, на высоте 10000 метров наблюдалось образование скачков уплотнения околозвукового воздушного потока на крыле и обшивке, из-за которых самолёт начинал дрожать и раскачиваться вокруг продольной оси.
  • То же явление наблюдалось при выполнении фигур высшего пилотажа на меньших скоростях.
  • Ведение воздушного боя предполагалось оптимальным на скорости до 0,85 от максимальной и высоте до 8000 метров.
  • Использование прицела АСП-3Н в маневренном воздушном бою ограничено, по причине размывания сетки.
  • Отсутствие герметичной кабины ограничивает использование Як-23 высотой в 12 километров.
  • Более слабое пушечное вооружение относительно МиГ-15 и Ла-15.
  • Отсутствие протектированных топливных баков.
  • Недостаточная бронезащита кабины.
  • Радиостанция РСИ-6 не обеспечивала двухстороннюю связь на полный радиус действия самолёта.
  • Отсутствие РЛС.
  • Отсутствие системы слепой посадки и недостаточная мощность посадочной фары.

В целом отзывы лётчиков, несмотря на выявленные недостатки, были положительные. Самолёт рекомендовалось использовать как переходный тип в училищах, учебно-тренировочных центрах и строевых частях.

В строю


Истребитель Як-23 (по классификации НАТО — Flora, первоначально Type 28)

В Советском Союзе Як-23 не получил широкого распространения. В 1949-50 годах этими истребителями были вооружены несколько авиаполков Северокавказского и Приволжского военных округов. С июля 1950 года начался экспорт Як-23 в социалистические страны Восточной Европы, а в СССР в следующем году Як-23 начали заменять в частях на МиГ-15. К 1953 году в строю не осталось истребителей этого типа, все они были или списаны, или переданы союзникам по социалистическому лагерю.

Экспорт

Болгария

Первая дюжина истребителей Як-23 поступила в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище «Георги Бенковски». Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.

Венгрия

В 1951 году ВВС Венгрии получили небольшое количество Як-23.

Польша


Як-23, Любуский военный музей, Джoнyв, Польша

С декабря 1950 года до середины 1953 года в Польшу поступило более ста истребителей Як-23, как новых, так и снимаемых с вооружения в СССР. Самолёты доставляли по железной дороге в разобранном виде, а собирали и выполняли их облёт на месте. Параллельно велась подготовка личного состава на самолётах Як-17УТИ как в СССРтак и в Польше. К сентябрю 1951 года первые две эскадрильи Як-23 ВВС Польши заступили на боевое дежурство. Этими истребителями за последующие два года было вооружено три истребительных авиаполка, 1-й, 2-й и 6-й, кроме того, 13 истребителей поступило в Офицерскую Авиашколу № 5 в Радоме.

В Польше Як-23 использовался в основном в системе ПВО: самолёт обладал хорошей скороподъёмностью и отличной маневренностью, благодаря чему подходил для перехвата нарушителей воздушной границы. Основной задачей Як-23 в ВВС Польши стал перехват разведывательных аэростатов. В 1955-56 годах Як-23 списали из боевых частей, а в 1957 году и из Радомской авиашколы.

Планировалось производство Як-23 на заводах WSK PZL в Мелеце и Свиндике под обозначением G-3, но в итоге поляки отказались от производства Як-23 в пользуМиГ-15.

Румыния

ВВС Румынии получили около сорока Як-23, из которых четыре самолёта были переделаны в двухместные учебно-тренировочные Jak-23DC, два из которых были переданы Болгарии. Первая дюжина реактивных истребителей прибыла в Румынию в 1951 году, Як-23 поступили на вооружение авиаполков 97-й истребительной авиадивизии. Сняты с вооружения истребители этого типа были в конце 50-х годов

Чехословакия


Як-23 ВВС Чехословакии

В конце 1950 года ВВС Чехословакии получили первую партию из двенадцати Як-23, впоследствии к ним присоединилось ещё десять машин. Истребители получили обозначение S-101 и сменили S-92 (Me.262, собранные из задела, оставшегося со Второй мировой войны) в 5-й истребительной эскадрилье, которая базировалась на аэродроме Млада. 1 октября самолёты были переданы в новый 11-й истребительный авиаполк, первоначально базировавшися в той же Младе, а затем переведённый на авиабазу Жатец. 16 октября 1952 года один из Як-23 был потерян в авиакатастрофе, лётчик Иржи Чермак погиб.

Затем истребители сменили несколько частей. Сначала они служили в 51-м истребительном авиаполку, где 7 июля 1953 года, при посадке был потерян ещё одна машина, но в этот раз лётчик остался жив. В сентябре Як-23 передали в 7-й авиаполк, а закончили службу они в 3-ем истребительном авиаполку.

Основной задачей во время службы в ВВС Чехословакии для Як-23 стал перехват разведывательных аэростатов, в огромных количествах запускаемых с территорииЗападной Германии.

Сохранившиеся экземпляры


Як-23 в Музее Белого Орла, Скаржиско-Каменна, Польша

  • Россия, Монино, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Б/н 15 красный.
  • Россия, Москва, Музей ОКБ Яковлева. Б/н 01 желтый.
  • Чехия, Прага, Авиационный музей Кбелы (Letecké Muzeum Kbely). Б/н HX-51.
  • Польша, Краков, Музей Польской Авиации (Muzeum Lotnictwa Polskiego).
  • Польша, Варшава, Музей польской военной техники (Muzeum Polskiej Techniki Wojskowej). Б/н 17 желтый.
  • Польша, Демблин, Академия ВВС Польши (Wyższa Szkoła Oficerska Sił Powietrznych). Б/н 087 красный.
  • Польша, Скаржиско-Каменна, Музей Белого Орла (Muzeum im. Orła Białego). Б/н 21 красный.
  • Польша, Кочиелиско, установлен в качестве памятника.
  • Польша, Джoнyв, Любуский военный музей. (Lubuskie Muzeum Wojskowe). Б/н 06 желтый.
  • Болгария, Безмер, Авиабаза Безмер. Б/н 119 красный.
  • Болгария, Пловдив, Музей Крумово. Б/н 45 красный.
  • Болгария, Граф Игнатово, Авиабаза Граф Игнатово. Б/н 51 белый.

Тактико-технические характеристики


Проекции истребителя Як-23.

Приведены данные госиспытаний второго протипа Як-23.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 8,10 м
  • Размах крыла: 8,73 м
  • Высота:
  • Площадь крыла: 13,7 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,56
  • Масса пустого: 1902 кг
  • Нормальная взлётная масса: 2965 кг
  • Максимальная взлётная масса: 3306 кг (с ПТБ на законцовках)
  • Масса топлива во внутренних баках: 790 кг (+319 в ПТБ на законцовках)
  • Силовая установка: 1 × ТРД РД-500
  • Тяга: 1 × 15,6 кН (1590 кгс)

Лётные характеристики

    • Максимальная скорость:
      • у земли: 925 км/ч
      • на высоте: 868 км/ч на 10 000 м
    • Посадочная скорость: 157 км/ч
    • Практическая дальность: 1080 км (на высоте 10 000 м)


Компоновочная схема Як-23

    • с ПТБ: 1475 км
  • Продолжительность полёта: 1 ч 44 мин
    • с ПТБ: 2 ч 21 мин
  • Практический потолок: 15 000 м
  • Скороподъёмность: 41,4 м/с (у земли)
  • Время набора высоты:
    • 5000 м за 2,3 мин
    • 10000 м за 6,2 мин
  • Нагрузка на крыло: 215 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,56
  • Длина разбега: 440 м
  • Длина пробега: 540 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 23 мм пушки НР-23К с 150 патр.
Просмотров: 1 307
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

МиГ-29 (по кодификации НАТО: англ. Fulcrum, Фолкрэм — Средство достижения цели) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения.

Создан:

С-51 — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Эта боевая машина была разработана осенью 1943г.

Создан:

Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960.

Создан:

Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года.

Создан:

БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки состава.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

6 ПОСЛЕДНИХ СТАТЕЙ

Комментарии

Статей

110

Комментариев

7

Зарегестрировалось

1
Оглавление