Ла-160 |
|
Тип: |
Экспериментальный истребитель |
Разработчик: |
ОКБ-301 |
Производитель: |
Авиазавод №301 |
Главный конструктор: |
С.А.Лавочкин |
Первый полёт: |
11 июня 1947 года |
Конец эксплуатации: |
1947 |
Статус: |
Снят с вооружения |
Годы производства: |
1947 |
Единиц произведено: |
1 |
Ла-160″Стрелка» (по классификации НАТО — Type 6) — первый реактивный истребитель со стреловидным крылом созданный ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина Совершил первый полёт в июне 1947 года.
История создания
Разработка
В ходе развития реактивной техники в СССР, конструкторам стало ясно, что применения реактивных двигателей недостаточно для преодоления скорости звука. Кроме увеличения тяги двигателей, требовалось перейти к новым аэродинамическим компоновкам крыльев. Наиболее эффективными средствами снижения волнового сопротивления крыла оказались использование эффекта скольжения за счет стреловидности и уменьшение его относительной толщины. Создание самолетов со стреловидными крыльями потребовало глубоких и разносторонних теоретических и экспериментальных исследований. Первые работы в этой области принадлежат немецким аэродинамикам, именно на них опирались как советские, так и американские конструкторы, при создании своих самолётов со стреловидным крылом.
Разработка истребителя «160» в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина началась в 1946 году. Самолёт должен был иметь крыло стреловидностью в 35 градусов скомпонованное из скоростных профилей ЦАГИ. На Ла-160 был установлен форсированный двигатель РД-10ЮФ, для охлаждения форсажной камеры конструкторы сделали в обшивке вырез соответствующих размеров. Сопловая часть оказалась снаружи и охлаждалась воздушным потоком. Кабина лётчика имела катапультное кресло и бронирование идентичное самолёту «156». Первоначально предполагалось вооружить «160» тремя пушками НС-23.
Истребитель построили весной 1947 года, но с парой орудий Н-37 с общим боекомплектом в 60 снарядов. За стреловидное крыло самолёт получил прозвище «Стрелка».
Испытания
1 июня лётчик-испытатель И.Е. Фёдоров впервые поднял в воздух новый истребитель. Летные испытания Ла-160, проведенные в июне-сентябре 1947 года, впервые дали достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета со стреловидным крылом. Подтвердилось, что нужны аэродинамические гребни по верхней стороне крыла при скоростях, близких к звуковой и выше. Такие гребни были поставлены по два на каждой консоли крыла. На Ла-160 была достигнута скорость, соответствующая числу М=0,92 в полете со снижением (1050 км/ч на высоте 5700 м) при работе двигателя на форсаже. Таким образом, истребитель «160» стал первым советским самолетом, преодолевшим тысячекилометровый рубеж скорости.
Ла-160 так и остался в единственном экземпляре, причиной этому стало приобретение в Англии более мощных турбореактивных двигателей. Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания истребителя позволили выработать рекомендации для конструкторов, создавших вскоре более совершенные машины МиГ-15 и Ла-15.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 10,06 м
- Размах крыла: 8,95 м
- Высота:
- Площадь крыла: 15,9 м²
- Стреловидность по передней кромке: 35°
- Масса пустого: 2738 кг
- Нормальная взлётная масса: 3597 кг
- Максимальная взлётная масса: 3837 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1000 кг
- Объём топливных баков: 1080 л
- Силовая установка: 1 × ТРДФ РД-10ЮФ
- Бесфорсажная тяга: 1 × 8,8 кН (900 кгс)
- Форсажная тяга: 1 × 11,5 кН (1170 кгс)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 960 км/ч
- на высоте: 970 км/ч на 5000 м (0,92М)
- Практическая дальность: 1000 км
- Продолжительность полёта: ч
- Практический потолок: 12 200 м
- Время набора высоты: 5000 м за 4,4 мин
- Время виража: с на 5000 м
- Нагрузка на крыло: 255 кг/м²
- Длина разбега: 500 м
- Длина пробега: 500 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 × 37 мм пушка Н-37 с 30 патр. на ствол