ИС-3 |
|
ИС-2 образца 1944 года |
|
Классификация: |
Тяжёлый танк прорыва |
Боевая масса, т: |
46,5 |
Компоновочная схема: |
Классическая |
Экипаж, чел.: |
4 |
История |
|
Годы производства: |
1945—1946 |
Годы эксплуатации: |
1945—1993 |
Количество выпущенных, шт.: |
2311 |
Основные операторы: |
СССР, КНДР, Египит |
Размеры |
|
Длина корпуса, мм: |
6900 |
Длина с пушкой вперёд, мм: |
9850 |
Ширина корпуса, мм: |
3150 |
Высота, мм: |
2450 |
Клиренс, мм: |
465 |
Бронирование |
|
Тип брони: |
Стальная литая и катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град.: |
110 / 72° |
Лоб корпуса (середина), мм/град.: |
110 / 56°+43° (Двойной наклон) |
Лоб корпуса (низ), мм/град. |
110 / 63° |
Борт корпуса (верх), мм/град.: |
90 / 60° + 30 / 30° |
Борт корпуса (низ), мм/град.: |
90 / 0..60° |
Корма корпуса (верх), мм/град.: |
60 / 48° |
Корма корпуса (низ), мм/град.: |
60 / 41° |
Днище, мм: |
20 |
Крыша корпуса, мм: |
20 |
Лоб башни, мм/град.: |
110 |
Маска орудия, мм/град.: |
250 |
Борт башни, мм/град.: |
110…220 / 0…60° |
Корма башни, мм/град.: |
110…220 / 0…60° |
Крыша башни, мм: |
20 / 82…90° |
Вооружение |
|
Калибр и марка пушки: |
122-мм Д-25T обр. 1943 г. |
Тип пушки: |
Нарезная пушка |
Длина ствола, калибров: |
48 |
Боекомплект пушки: |
28 |
Прицелы: |
Телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень |
Пулемёты: |
1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ |
Подвижность |
|
Тип двигателя: |
В-11-ИС3 |
Мощность двигателя, л. с: |
520 |
Скорость по шоссе, км/ч: |
40 |
Запас хода по шоссе, км: |
185 |
Удельная мощность, л. с./т: |
11,2 |
Тип подвески: |
Индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см²: |
0,87 |
Преодолеваемый подъём, град.: |
32° |
Преодолеваемая стенка, м: |
1,0 |
Преодолеваемый ров, м: |
2,5 |
Преодолеваемый брод, м: |
1,4 |
ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
История создания и производства
Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая конструкция башни впоследствии использовалась, и в ИС-7, и Т-10 (также известен как ИС-8), и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.
Модификации
- ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.
- ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.
- ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.
Описание конструкции
ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
Броневой корпус и башня
ИС-3 имел очень мощную и сильно дифференцированную броневую защиту для своего времени на 1945 год, рассчитанную в первую очередь на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42 и при этом обеспечив фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40.
Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.
Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от 42 до 59°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.
Вооружение
Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25 Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 781 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −2 до +19°.
Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.
Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались большими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.
Боеприпасы пушки Д-25Т |
|||||||||
Марка выстрела |
Тип снаряда |
Марка снаряда |
Масса выстрела, совместно 25 кг снаряд + 15 кг гильза |
Масса снаряда, кг |
Масса ВВ, кг |
Марка взрывателя |
Дульная скорость, м/с |
Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м |
Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды |
|||||||||
53-ВБР-471Б |
бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий |
БР-471Б |
40 |
25,0 |
0,156 |
МД-8 или ДБР |
781 |
1000 |
|
53-ВБР-471 |
бронебойный остроголовый, трассирующий |
БР-471 |
40 |
25,0 |
0,156 |
МД-8 или ДБР |
781 |
1000 |
|
53-ВБР-471Д |
бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий |
БР-471Д |
40 |
|
|
|
781 |
900 |
послевоенный период |
Осколочно-фугасные снаряды |
|||||||||
53-ВОФ-471 |
пушечный стальной осколочно-фугасный цельнокорпусный |
ОФ-471 |
40 |
25,0 |
3,6 |
РГМ или РГМ-6 |
781 |
|
|
53-ВОФ-471Н |
пушечный стальной осколочно-фугасный с привинтной головкой |
ОФ-471Н |
40 |
25,0 |
3,8 |
РГМ или РГМ-6 |
781 |
|
|
Осветительные снаряды |
|||||||||
ВС29 |
осветительный |
3С4 |
|
|
|
Т-90 |
|
|
|
ВС-30 |
осветительный |
С-463Ж |
|
|
|
Т-7 |
|
|
|
Практические снаряды |
|||||||||
ВПБР-471 |
практический сплошной, трассирующий |
ПБР-471 |
|
|
— |
|
|
|
Таблица бронепробиваемости для Д-25Т |
|||||||
Снаряд Расстояние, м |
100 |
300 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
3000 |
БР-471Б |
|||||||
(угол встречи 90°) |
165 |
160 |
155 |
145 |
135 |
125 |
105 |
(угол встречи 60°) |
135 |
131 |
125 |
120 |
110 |
100 |
85 |
БР-471 |
|||||||
(угол встречи 90°) |
164 |
157 |
150 |
130 |
115 |
100 |
75 |
(угол встречи 60°) |
134 |
128 |
120 |
105 |
95 |
80 |
60 |
БР-471Д |
|||||||
(угол встречи 90°) |
|
|
185 |
170 |
155 |
145 |
125 |
(угол встречи 60°) |
|
|
150 |
140 |
125 |
115 |
95 |
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.
На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.
Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.
В состав трансмиссии ИС-3 входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
- механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
- два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
- две планетарные бортовые передачи.
Ходовая часть
Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.
Машины на базе ИС-3
- ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704; не следует путать с ИСУ-152 образца 1944 года, созданной на базе ИС-2) — опытная САУ, со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20СМ в качестве основного вооружения. Выпущен 1 опытный образец.
- Объект 757 — советский опытный тяжёлый ракетный танк.
Использовался
- СССР
- Египет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год
- Израиль — трофейные египетские
- Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год
- Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год
- КНДР
- Польша — 2 танка
- Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год
- Чехословакия — 1 танк
Эксплуатация и боевое применение
Советская Армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.
Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.
Оценка машины
Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и т. д. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».
В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.
Сохранившиеся экземпляры
В разных странах мира сохранилось достаточно большое количество танков ИС-3 в качестве музейных экспонатов или в виде памятников.
Россия
-
- Бронетанковый музей в Кубинке (Московская область) — две машины, в экспозиции музея и в качестве мемориала (на постаменте)
- Москва, Академия генерального штаба ВС РФ, памятник (на постаменте)
- Город Волгоград, Музей-панорама «Сталинградская битва»
- Город Вологда, Сокольский район, «Вологодская областная кадетская школа — интернат»
- Город Абинск, Краснодарский край, парк победы
- Село Александровское, Ставропольский край (на постаменте)
- Город Алейск, на постаменте перед КПП танковой части
- Город Армавир, Краснодарский край, памятник (на постаменте у БТРЗ-81)
- Город Артёмовский, автобусная остановка Депо (на железнодорожной платформе)
- Город Архангельск, на постаменте перед КПП воинской части
- Город Ачинск, памятник в парке Победы (на постаменте)
- Село Батырево, в качестве памятника
- Город Белгород, Музей-диорама «Огненная дуга»
- Город Биробиджан, на постаменте
- Город Благовещенск, в честь выпускников танкового училища, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в 1970 году перед училищем установлен танк на постаменте.
- Город Белая Калитва, Ростовская область
- Город Благодарный, Ставропольский край (на постаменте)
- Город Буйнакск (Дагестан), Городской парк, мемориал (на постаменте)
- Город Верхняя Пышма, Свердловская область, выставка боевой техники
- Город Городец, памятник возле военкомата
- Город Дятьково (на постаменте)
- Город Екатеринбург, выставка боевой техники во дворе окружного Дома офицеров
- Город Екатеринбург, Кировский район, микрорайон МЖК, в одном из дворов
- Город Ижевск, Удмуртская Республика, в сквере Дворца детского и юношеского творчества (Дворец пионеров)
- Город Изобильный, памятник в Парке Победы (на постаменте)
- Город Камышлов, на постаменте перед КПП Еланской танковой части
- Село Козулька, Красноярский край, памятник возле ж.-д. вокзала
- Город Курск, площадь Дзержинского, памятник (на постаменте)
- Город Краснознаменск (Калининградская область), на постаменте на въезде в город
- Город Краснодар, Музей военной техники на затоне
- Город Красноярск, Мемориал Победы (на постаменте)
- Город Краснознаменск, Калининградская область, на постаменте на въезде в город
- Город Лабинск, Краснодарский край, памятник (на постаменте)
- Город Лев Толстой (на постаменте)
- Город Майкоп, Парк Победы
- Город Майский КБР, памятник в Парке Победы (на постаменте)
- Город Малгобек, на постаменте
- Город Нальчик, постамент на территории воинской части
- Город Наро-Фоминск, на постаменте вместе с Т-34-85 и ИСУ-152
- Город Новороссийск, Краснодарский край, музей боевой техники на Суджукской косе
- Город Новосибирск, Академгородок, на постаменте возле командного училища.
- Город Омск, Музейный комплекс воинской славы омичей
- Город Приозерск (Ленинградская область), крепость Корела
- Город Россошь (на постаменте)
- Город Саратов, Парк победы
- Город Североморск, на постаменте на территории воинской части
- Город Таганрог (на постаменте)
- Город Темрюк, Краснодарский край, музей военная горка
- Город Тольятти, Самарская область, Парк Победы (вместе с ИСУ-152 и пушкой ЗИС-3), и ещё один экземпляр в Техническом музее
- Город Тула, Косая Гора (на постаменте)
- Город Челябинск, Комсомольская площадь, мемориал рабочим ЧТЗ (на постаменте)
- Город Челябинск, Парк Победы
- Город Чита, музей, ранее был на памятнике в Борзе
- Город Ульяновск (на постаменте)
- Город Уварово (на постаменте)
- Город Хабаровск, Музей Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа
- Город Энгельс, возле клуба Росинка
- Город Южно-Сахалинск, выставка боевой техники возле гарнизонного Дома офицеров
- Посёлок Струги (Псковская область), мемориал (на постаменте)
- Деревня Ручьи Ковровского района Владимирской области (два танка на постаментах, один возле дороги Ковров — Пакино, другой перед КПП танковой части на той же дороге)
- Деревня Полунино Ржевского района Тверской области, возле музея
- Посёлок Вещево (Выборгский район Ленинградской области), на постаменте, территория военного городка рядом с аэродромом
- Слобода Родионово-Несветайская (Ростовская область), на постаменте рядом с автотрассой Ростов — Новошахтинск.
- Посёлок Горняцкий, Белокалитвинской район, Ростовская область — памятник (на постаменте)
- Станица Староминская, Краснодарский край (на постаменте)
- Хутор Белый (Ленинградский район Краснодарского края) (на постаменте)
- Станица Кашары, Ростовская область (на постаменте)
- станица Курская, Ставропольский край (на постаменте)
- посёлок Батырево, Чувашская АССР (на постаменте)
- посёлок Благовещенка, Алтайский край
- посёлок Князе Волконское, Хабаровский край, на постаменте перед КПП танковой части
- посёлок Калининец, Одинцовского района, на постаменте перед КПП танковой части
- посёлок Курп, Терского района, Кабардино-Балкарской
- посёлок Оловянная, Читинская область (на постаменте)
- посёлок Прохоровка, мемориал Звонница, Белгородская область (выставочный комплекс)
- посёлок Сатис, Дивеевский район, Нижегородская область
- детский городок ЗИЛ, Московская область, Чеховский район
- посёлок Снегири Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей, Московская область
Белоруссия
- Город Минск, музей ВОВ перенесён в Станьково Дзержинского района Минской области
- Город Бобруйск, на постаменте возле командования Сухопутных войск ВС Республики Беларусь
- Город Марьина Горка, на постаменте в военгородке. Ранее место расположение 5-й танковой армии.
- Город Гомель, музей ВОВ
- Город Добруш, Гомельская область, на постаменте
- Город Гродно, возле холма славы
- Город Сморгонь, на постаменте
- Город Шклов, на постаменте
Украина
-
- село Александро-Калиново (Донецкая область) на низком постаменте
- село Октябрьское (Донецкая область) на постаменте
- Город Бахмач (Черниговская область) на постаменте
- Посёлок Близнюки (Харьковская область) на постаменте
- Посёлок Голубовка (Днепропетровская область), на постаменте
- Посёлок Десна (Черниговская область) на постаменте
- Город Джанкой (АР Крым) на постаменте
- Город Дзержинск Донецкой области, в честь воинов 51-й армии, участвовавшей в освобождении города 5—6 сентября 1943 года, установлен 9 мая 1988 года.
- Город Долинская (Кировоградская область) на постаменте
- Город Казатин (Винницкая область) на постаменте
- Город Киев, музей ВОВ, выставка техники на открытой площадке
- Город Киев, музей академии на Воздухофлотском пр.
- Город Киев, памятник на ул. Дегтярёвская
- Город Киев, памятник на танкоремонтном заводе
- Посёлок Клугино-Башкировка (Харьковская область) на постаменте
- Город Комсомольск (Полтавская область) на острове
- Город Комсомольск (Полтавская область) площадка техники
- Город Константиновка (Донецкая область) на постаменте
- Возле села Коньково (Тельмановский район, Донецкая область) на постаменте
- Город Костополь (Ровенская область)
- Город Кривой Рог (Днепропетровская область), за мемориалом в поселке Веселые Терны
- Город Кривой Рог (Днепропетровская область), в поселке Всебратское
- Город Любеч (Черниговская область) на постаменте
- Город Макеевка (Донецкая область) на постаменте
- Город Мироновка (Киевская область) на постаменте
- Город Новоград-Волынский (Житомирская область) на постаменте
- Город Новомиргород (Кировоградская область) на постаменте
- Посёлок Охматов (Черкасская область) памятник
- Город Павлоград (Днепропетровская область), памятник конструктору Ж. Я. Котину (пересечение улиц Днепровской и Карла Маркса)
- Город Первомайск (Николаевская область) на постаменте
- Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) на постаменте
- Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) в музее
- Город Полонное (Хмельницкая область) на постаменте
- Город Репки (Черниговская область) на постаменте
- Город Ровно (Ровенская область) площадка техники на Холме Славы — 2 танка
- Город Светлодарск (Донецкая область) на постаменте
- Город Синельниково (Днепропетровская область), мемориал «Воинам-освободителям Синельниково» по улице Садовой
- Посёлок Станица Луганская (Луганская область) на постаменте
- Посёлок Тростянец (Черниговская область) на постаменте
- Посёлок Чаплинка (Херсонская область) на постаменте
- Посёлок Чемеровцы (Хмельницкая область) на постаменте
- Город Ужгород (Закарпатская область), в/ч А0822 на постаменте ранее стоял в Мукачево
- Село Устиновка (Устиновский район, Кировоградская область) на постаменте
- Город Чугуев (Харьковская область), в/ч А0501 на постаменте, как памятник воинам 75-й гвардейской танковой дивизии
- Город Ясиноватая (Донецкая область) на постаменте, возле СШ № 1.
Узбекистан
- Город Чирчик, постамент перед ТВТКУ.
Израиль
- Музей Batey ha-Osef (Тель-Авив)
- Музей Yad la-Shiryon (Латрун)
Молдавия
- Город Корнешты (Молдова) на постаменте
Помимо этого, танк ИС-3 увековечен на петличном знаке различия Танковых войск Российской Федерации.
Фотогалерея
ИС-3 в компьютерных играх и художественной литературе
ИС-3 можно увидеть в отечественных играх «Sudden Strike: The Last Stand», «В тылу врага 2: Лис пустыни» и «Карибский кризис», в игре «Close Combat 3: The Russian Front», в игре для приставки PS1 «Panzer Front», а также в MMO-игре «World of Tanks».
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
Неоднократно упоминается в книгах Т. Клэнси, в основном в качестве примера бездумности военного руководства СССР, консервировавшего эти танки вплоть до 2000-х годов. Также автор утверждает, что этот танк «производился долгие годы после войны, потому что все боялись снять с производства что-то, носящее имя Сталина». Также 16 номер журнала «Русские танки» и модель посвящены этому танку.