Ми-4 |
|
Тип: |
Многоцелевой вертолёт |
Разработчик: |
ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель: |
САЗ, Казанский авиазавод, Harbin. |
Первый полёт: |
3 июня 1952 года |
Начало эксплуатации: |
1953 год |
Основные эксплуатанты: |
СССР (бывший) |
Годы производства: |
СССР: 1952 — 1966, КНР: 1963 — 1979 |
Единиц произведено: |
~3900 (включая Z-5) |
Варианты: |
Harbin Z-5 |
Ми-4 (по классификации НАТО: Hound) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.
Был первым военно-транспортным вертолётом вооруженных сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащенный грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.
В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.
Harbin Z-5, китайская лицензионная копия Ми-4, до сих пор стоит на вооружении вооруженных сил КНДР.
История
Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951 г. морского десанта в Инчоне.
Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет БД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.
По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский 5-55, созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе пушку калибром 57 мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом — решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка — специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250 кВт,1700 л. с., разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.
При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 — 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 — 1979 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 ,г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5» протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956 — 1965 гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали.
Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1950 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.
В 1956 г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962 гг. в Индии, в 1965 г. в Пакистане, в 1960-1975 гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980 гг. и других странах, а в 1978 г. в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и. Ми-24. По данным на середину 1995 г., в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания — 18, Алжир — 30, Афганистан — 12, Болгария — 14, Венгрия — 40, Вьетнам — 30, Ирак — 40, Йемен — 4, КНР — 350, Куба — 5, Судан -10 и др.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0,9х1,45 м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте — для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 г. вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте — до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.
Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.
Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.
Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000 л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275 л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65 л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.
Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3,9 — 5,9 мПа, 40 — 60 кг/см2.
Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.
Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1,8 л для раненых.
Модификации
СССР:
-
- Ми-4 — базовая модификация.
- Ми-4П — противолодочный на балоннетах.
- Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
- Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
- Ми-4A — основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
- Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
- Ми-4ГФ
- Ми-4МЭ
-
- Ми-4МТ
- Ми-4ФВ
- Ми-4Щ
- Ми-4СП
- Ми-4ПГ
- Ми-4СВ
- Ми-4Н
- Ми-4ПС
- Ми-4КК
- Ми-4КУ
- Ми-4У
- Ми-4ГР
- Ми-4ТАРК
- Ми-4МК
- Ми-4АВ
- Ми-4УМ
КНР:
- Harbin Z-5 — китайская базовая модификация.
- Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.
Лётно-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-4А
- Экипаж: 3 чел.
- Пассажиры: 16 чел.
- Диаметр несущего винта: 21 м
- Диаметр рулевого винта: 3,6 м
- Длина фюзеляжа: 16,8 м
- Высота: 4,4 м
- Масса пустого вертолёта: 4900 кг
- Нормальная взлётная: 6950 кг
- Максимальная взлётная: 7600 кг
- Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг
- Внутренний запас топлива: 1000+500 кг
- Силовая установка:
- Количество, тип, марка: 1 х АШ-82В
- Мощность: 1 х 1700 л.с.
- Крейсерская скорость: 140 км/ч
- Максимальная скорость: 226 км/ч
- Дальность полёта практическая: 465 км
- Статический потолок: 1200 м
- Динамический потолок: 5500 м
Эксплуатанты
Военные
-
- СССР — широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 Ми-4.
- Афганистан — 18 Ми-4 состояли на вооружении с 1963 по 1997 год
- Албания — 22 Ми-4 (с 1957 года и 37 Z-5 (с 1967 года); сняты с вооружения в 2005 году
- Алжир
- Ангола
- Бангладеш — Ми-4 сыграли важную роль в Войне за независимость Бангладеш
- Болгария
- Буркина-Фасо — 4 Ми-4 состояли на вооружении с 1985 по 1989 год
- Камбоджа
- Камерун — 1 Ми-4
- КНР — было выпущено 545 Harbin Z-5 (лицензионная копия Ми-4); использовались в сухопутной армии, военно-воздушных силах и морской авиации
- Куба
- Чехословакия
- ГДР
- Египет
- Финляндия — 3 Ми-4 состояли на вооружении с 1962 по 1979 год
- Гвинея-Бисау
- Гана — 1 Ми-4
- Венгрия
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Лаос
- Мали — 4 Ми-4
- Монголия
- КНДР
- Польша
- Румыния
- Сьерра-Леоне
- Сомали
- НДР Йемен
- Сирия
- Судан
- Вьетнам
- Йемен
- Югославия — 25 Ми-4; сняты с вооружения в конце 1970-х гг
Гражданские
- СССР
- КНР
- Чехословакия
- Румыния
- Монголия
Катастрофы и аварии
Катастрофы и аварии многоцелевого вертолёта Ми-4 |
||||
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
11 июня 1957 |
Л0514 |
Магаданская область, Чукотский АО, 10 км от устья реки Кремянка |
0/11 |
отказ техники, недостатки в конструкции |
17 мая 1960 |
04311 |
Мурманская область, близ Мурманска |
2/3 |
Упал в воду и затонул при посадке на ледокол «Ленин». |
19 сентября 1964 |
19162 |
Якутская АССР, в районе Учура |
2/2 |
причины неизвестны |
17 сентября 1965 |
19155 |
Чукотский АО, в районе реки Кувет |
0/4 |
заход на посадку, ошибка экипажа |
24 октября 1968 |
38315 |
Якутская АССР, 48 км от Якутска |
3/3 |
ошибка экипажа, погодные условия |
27 июля 1970 |
66863 |
Якутская АССР, 22 км от Себян-Кюэля |
3/6 |
ошибка экипажа |
17 августа 1972 |
01840 |
Камчатская область, 70 км севернее пос. Козыревск |
1/6. |
заход на посадку, ошибка экипажа |
28 августа 1973 |
38254 |
Магаданская область, 15 км западнее пос. Дукат |
5/5 |
выполнение авиаработ, погодные условия |
30 апреля 1977 |
01821 |
Якутская АССР, 135 км севернее н.п. Тенкели |
3/6 |
ошибка экипажа, нестандартные причины |
01 июля 1977 |
35214 |
Якутская АССР, 2,5 км от н.п. Крест-Хальджай |
3/3 |
заход на посадку, отказ техники |
19 мая 1978 |
35214 |
Якутская АССР, Район озера Большое Токо |
1/3 |
заход на посадку, ошибка экипажа |
03 октября 1978 |
36545 |
Якутская АССР, близ н.п. Лабуя |
7/7 |
набор высоты, ошибка экипажа |
06 октября 1978 |
36545 |
Якутская АССР, близ н.п. Казачье |
5/7 |
ошибка экипажа, погодные условия |
30 октября 1978 |
38313 |
Якутская АССР, близ н.п. Казачье |
6/6 |
отказ техники |
27 августа 1980 |
14104 |
Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона |
2/5 |
выполнение авиаработ, ошибка экипажа |
03 ноября 1983 |
38288 |
Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь |
5/5 |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
02 февраля 1988 |
63816 |
Читинская область, 53 км восточнее Муи |
8/8 |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Боевое применение
- Подавление венгерского восстания в 1956 году
- Война за независимость Бангладеш
- Гражданская война в Эфиопии
- Гражданская война в Северном Йемене (1962 — 1970)
- Война Судного дня (1973)
- Первая гражданская война в Судане
- Война во Вьетнаме
Сохранившиеся экземпляры
Сохранившиеся экземпляры многоцелевого вертолёта Ми-4 |
|||
Модификация |
Бортовой номер |
Местонахождение |
Изображение |
Ми-4 |
CCCP-48983 |
Государственный музей авиации (Киев) |
|
Ми-4ПС |
CCCP-35277 |
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации |
|
Ми-4Т |
CCCP-14844 |
г. Инта, Россия |
|
Ми-4А |
12013 |
г. Белград, Сербия |
|
Ми-4А |
314 |
Lubuskie Muzeum Wojskowe, Польша |
|
Ми-4А |
785 |
Luftfahrzeugen der Nationalen Volksarmee, Германия |
|
Ми-4 |
2139 |
Flugausstellung Hermeskeil, Германия |
|
Ми-4Б |
0538 |
Letecké muzeum Kbely, Чехия |
|
Ми-4А |
27 |
Museum of Hungarian Aviation, Венгрия |
|
Ми-4 |
СССР-31449 |
Рижский музей авиации, Латвия |
Интересные факты
- Разработка, летные испытания и внедрение вертолёта в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года.
- Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащенным встроенным вооружением. В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом ТКБ-481М.
- Ми-4 был первым вертолётом в СССР, использованым для краново-монтажных работ.
- В 1955 году на двух Ми-4 был совершен перелет протяженностью более 5000 км из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5».
- В 1956—1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов, в том числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м.
- В 1957 году на серийные Ми-4 впервые в СССР начали устанавливать вертолётный автопилот.
- В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 был награждён золотой медалью и дипломом.